Минфин и ЦБ активно обсуждают возможность создания регулируемых российских криптобирж, в то время как основной закон о майнинге криптовалют уже подписан президентом Владимиром Путиным. Опрошенные "РГ" эксперты поддерживают запуск новых механизмов трансграничных платежей, но указывают на необходимость создания новых криптовалют из-за опасности вторичных санкций.
В последние месяцы многие СМИ пишут о проблемах, возникающих у российского бизнеса с проведением платежей за импорт товаров из Китая, - местные банки не принимают средства. Выход из этой ситуации минфин и ЦБ видят в легализации криптовалют применительно к расчетам по ВЭД. Но этому препятствуют отсутствие торгов криптовалютой в России, запрет на ее использование в ряде стран-партнеров и технические особенности некоторых цифровых монет.
В беседе с "РГ" руководитель направления ВЭД в банке для бизнеса "Бланк" Анастасия Сорокина отметила, что в условиях заблокированных текущих корреспондентских каналов закрытые криптоканалы могут быть перспективным инструментом для использования криптовалют. Вопрос - в легализации этих каналов.
"Чтобы криптовалюты стали институциональным инструментом, не хватает двух вещей, - говорит Анастасия Сорокина. - Во-первых, нужно чтобы адресаты были идентифицированы с точки зрения комплаенса, а во-вторых, необходимо, чтобы эти каналы были приняты в банках-корреспондентов стран-участниц ВЭД".
В подтверждение этому генеральный директор компании-импортера ATVIRA Екатерина Кизевич отмечает, что криптовалюта запрещена в том же Китае, и любые действия в этом направлении несут риск и уголовную ответственность.
"Действительно, сейчас работают схемы расчетов в крипте через другие страны, например Сингапур, но это не афишируется, - поясняет Екатерина Кизевич. - К тому же компании, которые работают в белую, когда поставки осуществляются в соответствии с юридическими и нормативными требованиями, такие платежи принять не смогут".
Отдельный вопрос - в каких именно криптовалютах проводить платежи по внешнеторговым контрактам. Собеседники "РГ" отмечают, что популярные у инвесторов и спекулянтов биткоины, эфириум и прочие коины для этого не подойдут ввиду высокой волатильности. Но проблемы есть и со стабильными монетами, курс которых основан на реальных активах.
"Использоваться могут в основном стейблкоины, обладающие большой ликвидностью, - говорит старший вице-президент РосДорБанка Ирина Пыхтина. - На сегодня это USDT и USDC. Но в основе этих монет лежит все тот же доллар США, а сами эмитенты монет находятся под контролем и регулированием недружественных стран".
Член совета ТПП Александр Вайс уверен, что альтернативные валюты без контролирующих лиц вроде стейблкоина DAI лучше подойдут для проведения таких платежей. Но компаниям нужны возможности для их покупки и продажи. Вместе с тем, отмечает генеральный директор Technobit Александр Пересичан, объемы российской внешней торговли составляют десятки миллиардов долларов - и столько криптовалюты в России попросту нет.
Директор по аналитике платформы "Шард" Федор Иванов называет сниженные в сравнении с банковскими комиссии за перевод. Но в условиях сильно зарегулированного экспериментального режима этого не случится, если к такой практике будет допущен только ограниченный перечень компаний.