1 сентября от станции Москва-Рижская отправится первый поезд, который пойдет до Волоколамска. В будущем Рижский будет соседствовать с новым вокзалом высокоскоростной магистрали, благодаря которой путь из Москвы в Санкт-Петербург займет чуть больше двух часов. Рассказываем любопытную историю вокзала, облик которого мало изменили реконструкции ХХ века.
Вокзал был открыт для пассажиров 11 сентября 1901 года, правда, на 2,5 месяца позже, чем движение по железной дороге. Первое время поезда останавливались у небольшого деревянного вокзала станции Подмосковная (платформа Красный Балтиец), которая находилась в семи километрах от еще строившегося вокзала. Проект вокзала принадлежит петербургскому архитектору Станиславу Бржозовскому (автора Витебского вокзала в Петербурге). Фасад вокзала решено было выполнить в "русском" стиле с элементами архитектуры допетровской Руси: три терема соединены одноэтажными переходами. Торжественное здание считалось не только модным, но и самым удобным, а также технически оснащенным, так как у него была собственная электростанция, расположенная в подвале.
Вокзал соединял Москву с прибалтийскими городами и часто менял свое название - Виндавский (при открытии), Балтийский (в 30-х годах), Ржевский (в 40-х годах) - и, наконец, в 1948 году он стал Рижским. После бережной реконструкции в 1995 году внутри здания была восстановлена уникальная лепнина и отреставрированы старинные люстры.
Рижский вокзал - единственный в Москве, здание которого расположено параллельно железнодорожным путям, а не перпендикулярно. Такое расположение присуще провинциальным вокзалам. Именно поэтому он неоднократно становился декорацией к отечественным фильмам, например, его можно увидеть в сценах "Семнадцати мгновений весны", "Баллады о солдате" и "Вокзала для двоих". В начале 60-х было предложение снести все железнодорожные вокзалы столицы, кроме Рижского, сделав его единственным вокзалом, который бы принимал поезда отовсюду. Полвека спустя его хотели снести, но вовремя признали объектом культурного наследия регионального значения, которое охраняется государством.
Каждый год в майские праздники с Рижского вокзала отправлялся "Поезд Победы". 9 мая 2018 года традиционный рейс до платформы Дубосеково был выполнен составом с двумя сцепленными паровозами. Над главным подъездом были установлены куранты, которые в 2000-2010-х годах в начале каждого часа отбивали первые две строки из припева песни Раймонда Паулса "Вернисаж".
На площадке под открытым небом на территории Рижского вокзала находится Музей истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги. Здесь можно рассмотреть более 60 экспонатов железнодорожной техники, в том числе паровоз серии У127, который стал первым экспонатом музея.
При реконструкции пассажирской инфраструктуры здание Рижского вокзала не пострадало. У пассажиров появились новые платформы, обновленные билетные кассы дальнего следования, медпункт и санитарные комнаты. Пригородные поезда начнут прибывать и отправляться по семь пар в будние дни, восемь - по выходным. Прежде всего это поезда, идущие со станций Новоиерусалимская, Волоколамск, Шаховская, Румянцево, а также электрички, следующие в обратном направлении.
На обновленных платформах появились навесы на всю длину, установлено энергоэффективное освещение, понятная навигация, удобные лавочки. Запуск движения на МЦД-4, который соединяет два железнодорожных направления - Горьковское и Киевское, запланирован на сентябрь.
В будущем в районе Рижского вокзала построят крупнейший в столице транспортно-пересадочный узел, который объединит две линии метро и три центральных диаметра. Через ТПУ Рижская пройдет и высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург.