Рассказы, созданные писателями и нейросетью, очередное расследование Феликса Вербина, взгляд на тело с разных ракурсов, сборник пьес молодых драматургов и история взросления в провинции конца 90-х - об этих новинках в подборке "РГ".
Сборник - эксперимент, который еще раз подтверждает, что искусственный интеллект не конкурент, а помощник. 15 авторов написали рассказы вместе с нейросетью YandexGPT. Каждый по-своему использовал искусственный интеллект. У кого-то получился идеальный метч, как говорит сегодня молодежь. Нейросеть работает только на позитивный финал, но мастеру социального триллера Яне Вагнер удалось обхитрить искусственный интеллект. С каждой строчкой ее рассказа "30-70" напряжение только возрастает. Как только ни спорила и ни ругалась Татьяна Толстая с Алисой, но добиться от нее чего-то значимого про "Проходные дворы" так и не получилось. Рассказ Анны Матвеевой "Последний" позволяет заглянуть в далекое будущее, которое столь же прекрасно, сколь и страшно. И, пожалуй, это один из лучших рассказов сборника, который любопытно прочитать каждому, кто работает с текстом.
"…Алексей Юрьевич, вы ведь не будете против публикации интервью? Для Тех и для Этих?
- Да пожалуйста. Только вот кому это может быть интересно?
- Всем! Вы же последний настоящий писатель!
- Неужели?
- Абсолютно точная информация. Все, кто писал свои книги вручную, давно скончались. К тому же их было немного, поскольку большинство писателей стали пользоваться услугами нейросети, а те, кто возражал против этого, ушли из профессии.
- Дело в том, что из нашей профессии нельзя уйти! Она может уйти от нас, а не мы от нее".
Новинка для тех, кто уже успел прочитать два детектива-триллера, где с преступниками борется старший оперуполномоченный майор Феликс Вербин ("День черной собаки", "Кто-то просит прощения").
Хороший парень и мастер распутывать сложные дела Вербин вновь идет против следствия. В День всех влюбленных в одной из московских квартир находят мертвую Викторию Рыкову в окружении кукол, все склоняются к самоубийству, это подтверждает и дневник девушки, но Феликс Вербин не готов согласиться с этой версией. Читатель вновь окажется в Москве после путешествия на Байкал в предыдущей книге, заглянет в бар "Грязные небеса" и окунется с Вербиным в запутанное дело с куклами.
"Вербин оставил подполковника, и совещание наконец началось.
Большое еженедельное совещание, на которое съезжались все находящиеся в строю оперативники. Темы обсуждались разные, идеи приветствовались, вопросы допускались любые, сотрудники собирались опытные, и Феликс надеялся, что кто-нибудь из коллег вспомнит похожее дело - такие истории откладываются в памяти. Немного волновался, конечно, готовясь задать вопрос, но совсем чуть-чуть, потому что понимал, что его авторитета хватит, чтобы опера отнеслись к происходящему серьёзно".
Классика на сцене - это прекрасно. Но театры постоянно находятся в поиске не только новых форм, но и сюжетов. Драматург - не самая популярная профессия, поэтому, чтобы найти их, приходится пристально всматриваться в молодых авторов и буквально ловить на живца. Что и сделали Московский академический театр им. Вл. Маяковского и издательство "КомпасГид". На момент создания пьес авторам было от 14 до 19 лет. В этом сборнике пьесы десяти авторов - всего одиннадцать произведений. От маленькой внутрисемейной драмы и школьных историй до настоящей антиутопии и современной интерпретации библейских сюжетов, исполненных гуманистических идеалов.
В этом сборнике авторы рассказывают о том, что случается, когда человек слишком озабочен своим телом и когда совсем забывает про него. Аллу в рассказе Евгении Некрасовой "92" волнуют набранные килограммы: диеты, попытки заняться спортом, советы эндокринолога не приводят к должному результату. Алексей Сальников рассказывает историю травматического взросления "Водоплавающая кошка", Михаил Турбин в рассказе "Рыбка" изучает тело с медицинской точки зрения, а Вера Богданова в "Антителе" раскрывает тему исчезновения.
39 историй в прозе и в стихах, от прозаиков, поэтов и драматургов - прекрасная возможность посмотреть на свое тело с разных ракурсов, ощутить его совершенно иначе, вспомнить то, что давно выветрилось. Кажется, в сборнике "Тело: у каждого свое" собрались все самые актуальные авторы сегодняшних дей, помимо упомянутых выше - это и Евгений Водолазкин, и Дмитрий Воденников, и Марина Степнова, и Алексей Варламов, и Василий Авченко, и Анна Матвеева, и Григорий Служитель, и Майя Кучерская, и Анна Хрусталева, и даже Николай Коляда и многие другие. А еще каждый текст проиллюстрирован работой художницы Евгении Двоскиной.
"Рядом со мной - супружеская пара, обоим хорошо за пятьдесят, за фигурами не следят, нет таких претензий. Он лысоватый и волосатый, лицо у него неприветливое, но не потому, наверно, что злой, а просто жизнь как-то так сложилась, - всё заботы да кредиты. Она тоже - обычная бесформенная тётка, спина круглым горбиком, всё, что с возрастом обвисает - обвисло, не подвело. Но крепенькая и крутится деловито и энергично". Татьяна Толстая "Про испанцев, еду и любовь"
Ироничная повесть о непростых буднях девочки по прозвищу Татарка, история взросления в провинции конца 90-х. Мать в тюрьме. Отец начальник ОВД. Девочку воспитывала бабушка, у которой не забалуешь. Но пришло время поступать в техникум. Тут-то она и отправляется на встречу нет, не учебе, а приключениям с новоиспеченными родственниками. Тут тебе и любовь, и предательство, и ночные кутежи, и бандитские разборки.
История написана простым, отчасти примитивным языком, но с постоянными отсылками к современной и классической культуре.
"Наконец, папа, молодой и усатый, в очках-авиаторах, с наплечной кобурой (до сих пор любит американские боевики), спускался к нам, брал меня на руки, чуть косясь с опаской на сухопарую и в черном Хаят. Но счастье это недолгое. Меня опускали на землю, смотрели на часы "Амфибия", напоминали, чтоб хорошо училась и слушалась старших. И все! Мы с Хаят несолоно хлебавши ехали назад.
Но потом и это прекратилось. И когда в американских боевиках появлялся похожий дяденька в тех же самых усах-очках-кобуре, я припадала к экрану и кричала, что это мой папа. Хаят начинала плакать и ругаться. Это все, что осталось мне от него из того детства. А нужно ли еще что-то, если детство заканчивается? Хватит напрашиваться, навязываться. Разбитую чашку не склеить, как говорят в Люсиных сериалах, когда герои подают на развод. Дорога воспоминаний ведет к самому себе".