Олег Сергеенко: За детским эфиром очень следят мамы, даже пишут в прокуратуру

Первое сентября - это про цветы, белые фартуки, нарядных учителей. И, конечно, про песни, какой же праздник без них? А есть ли она, современная детская и школьная песня? Мы поговорили об этом с руководителем музыкальной редакции ГПМ Радио (холдинг, куда входит в том числе "Детское радио" - законодатель современной музыки для детей) Олегом Сергеенко.

Олег, что бы вы могли ответить людям, утверждающим, что раньше, в советские времена детская песня была, а теперь ее нет...

Олег Сергеенко: Такое говорят, как правило, люди от 35 и выше. Они на прекрасных песнях Пахмутовой, Крылатова, Шаинского росли - и срослись с ними. И, как все старшие, говорят младшим, что раньше было лучше. Другое дело, что в 90-е, когда великие вдруг стали неактуальны, на их место никто не пришел. Можно посмотреть сейчас в музыкальных стримингах сборники "Лучшие детские песни 90-х" - там сплошь вещи из "золотых" 60-80-х - песня Львенка и Черепахи, песни Крокодила Гены, кота Леопольда... Есть даже песни из фильмов 30-х годов. Потому что собирать в эти сборники было нечего, писали крайне мало и "на коленке". Первые детские песни эфирного качества появились где-то в 2009-10 годах.

Мне, честно говоря, "Песня Крокодила Гены" ближе, чем сегодняшний матерный рэп из переносных колонок. А в свое время все знали и пели "Учат в школе, учат в школе, учат в школе"...

Олег Сергеенко: "Учат в школе" слушали и мы, и наши родители - один раз в год, на линейке 1 сентября. А для своего удовольствия крутили то, что нравится. Мы сребятами "угорали" от "Сектора газа" и "Красной плесени", сегодня школьники слушают рэп из колонок - простой ритм, понятные слова ... На радио это не поставить, но они и без него все послушают.

А что еще на радио для детей не надо ставить?

Олег Сергеенко: В эфире не должны звучать песни, из которых сыпется вся эта сетевая шелуха - "мемы" "лайки", "тусы", не должно быть умиления перед брендами, жаргона и блатняка. До детей это все равно дойдет, но хотя бы не через наши каналы. Дети должны быть детьми, а не зомби, не вылезающими из телефонов. За детским эфиром, кстати, очень следят мамы. Если прозвучит что-то вызывающее вопросы - они пишут, причем не в редакцию, а сразу в прокуратуру.

В детских песнях на первом месте должны быть вечные темы. Светлые, "пушистые", добрые...

Олег Сергеенко: Дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, спорт... В текстах все должно быть в правильных размерах и с правильными ударениями, музыка не должна быть однообразной, в ней должно быть больше драйва, легкости, позитива.

То есть рэп в колонках отставляем.

Олег Сергеенко: Наоборот! Вставь рэп-кусок в ритмичную поп-песню, припев оформи рок-"запилом"... Если это будет талантливо - то всем понравится. Детская, школьная музыка сегодня - это непаханое поле, бери и твори в любом стиле - благо, сегодня можно писать песни прямо в телефоне, установив программы, не требующие особого места в памяти. Так что творческие рамки, ограничения могут быть только в твоей голове и в голове продюсера. Современные технические возможности позволяют делать песни безупречными, так что конкуренция между создателями высока.

Руководитель музыкальной редакции ГПМ Радио Олег Сергеенко. Фото: Предоставлено пресс-службой ГПМ Радио

А кто сегодняшние создатели?

Олег Сергеенко: Случается, целые коллективы, комплексно организовавшие свою творческую работу. Композитор Андрей Пряжников пел в хоре Попова, окончил Гнесинку и в 2009 создал "Хор Великан", а потом и Детский Творческий Центр, где учатся хореографии, вокалу, актёрскому мастерству десятки детей. Виталий Осошник, сочиняя вместе с женой Натальей прекрасные песни с начала 90-х, сегодня издает их на собственном лейбле МегаМакс, а в сотрудничестве с Музеем Победы выпускает сборники "Главные детские песни", сочиненные современными композиторами и спетые детьми. Эти и другие авторы пишут школьную музыку для первоклашек и выпускников, песни и для линеек и для дискотек. "Покажи мне школу на карте" - найдите эту песню Осошника, затанцуете! А его же "Школьный блюз"!

Обязательно послушаю. Но Пахмутову пели вчера, сегодня поют и будут петь завтра, а о Пряжникове и Осошнике я услышал только что от вас.

Олег Сергеенко: Для того, чтобы вы услышали и их и многих других современных отечественных авторов, мы и создали сейчас на базе "Детского радио" лейбл "Ура!Музыка". И уже начали собирать там лучших авторов с классными, модными, современными аранжировками детских песен, которые вполне могут поспорить с треками взрослых артистов.

Олег, вы постоянный член жюри разных международных конкурсов. Замечаете среди поющих детей будущих звезд? Вы же тоже пишете детские песни.

Олег Сергеенко: Да, совсем недавно на одном конкурсе услышал 8-летнюю Полину Языкову: классный голос, с хрипотцой, "с воздухом"... Сразу подумал - вот бы сделать с ней, например, колыбельную. Мы встретились после конкурса, Поля и говорит - хочу песню о фее. И написалась "Колыбельная феи", вещь с таким "советским" подходом: широкие мелодические ходы, играет оркестр - скрипки, фортепиано, бас... И эта песня сейчас в лидерах по прослушиваниям.