После выставок "Свет фресок Дионисия - миру", которые были показаны в Третьяковской галерее, в музее-заповеднике Новгородского кремля, в Ярославле, залах петербургской Академии художеств, в Политехническом музее, Аптекарском приказе Музея архитектуры им. А.Щусева, в музее-заповеднике "Коломенское", площадка центра "Башня" может показаться локальной, скромной. Опять же - многие были в самом Ферапонтовом монастыре и вступали под своды той самой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которые более 500 лет назад расписывал Дионисий с артелью мастеров. Казалось бы, что могут прибавить к этому переживанию фотографии, пусть даже замечательного мастера? Но мастерство фотографа и художника Юрия Холдина позволяет пережить эту встречу с пространством собора и художественным миром Дионисия заново. И - по-новому.
Дело не только в том, что благодаря сложнейшей системе съемок собора, которые Юрий Холдин вел с 1995 по 2002 год, зритель может близко увидеть росписи в вышине храма… Дело не только в том, что Холдин выстраивал систему освещения, чтобы передать точно цвета росписей, но и сохранить ощущение пространства церкви. Воздушный корабль собора, пронизанный полуденным светом, продолжает жить в фотографиях Юрия Холдина.
Для самого Юрия Ивановича, успешного профессионального фотографа, встреча с фресками Дионисия определила "перемену участи". Поняв, что фрески собора никто до него не снимал профессионально (копии современных художников - иное дело), Холдин поставил перед собой задачу - нет, не фиксации фресок с помощью фотографии, а фактически "перевода" света фресок на язык светописи, то бишь фотографии. Это был не чей-то заказ, не приглашение институции. Это был личный проект, рожденный не амбициями, а потребностью поделиться тем видением, что открылось в тишине северного летнего полдня в старой церкви Ферапонтова монастыря. Не то, чтобы пятьсот лет растаяли в тот момент в лучах солнечного света, но эта толща лет сделалась словно неважной, а мир средневекового мастера, уходящий в немыслимую даль веков, вдруг стал не абстракцией - реальностью, образы его росписей - полными света, живой энергии, мудрости "молчальников"-исихастов.
Профессор Вадим Михалев, которого помнят выпускники ВГИКа, в свое время очень точно написал о монументальном труде Холдина, снявшем все триста композиций храмовых росписей Собора Рождества Богородицы: "Меня больше всего поражает путь двух художников навстречу друг другу, который и привел впервые в мировой практике к появлению альбома и экспозиции не иллюстрирующих фрески Дионисия, а создающих уникальную возможность войти в их мир".
Это отчасти объясняет, почему хочется вновь и вновь возвращаться к работам Юрия Холдина, представленным в проекте "Свет фресок Дионисия - миру". Этот проект позволяет нам стать не свидетелями, но участниками встречи двух мастеров. Попытаться вслушаться в тишину их диалога… Вглядеться в композиции Дионисия, в написанные им образы "неизвестного архангела", святого Космы, над святыми вратами раскрывающего лист с песнопениями VIII века в честь Божьей Матери, тихие образы праведных Иоакима и Анны с новорожденной Марией, в сцену Брака в Кане Галилейской…
Нынешняя выставка приурочена к 70-летию со дня рождения Юрия Холдина (1954-2007). После трагической гибели Холдина в 2007 году его вдова искусствовед Екатерина Данилова, продолжает просветительский проект мужа. На нынешней выставке ее авторские экскурсии планируются в субботу и воскресенье, в 14.00. Все подробности - на сайте проекта www.dionisy.ru.
Выставка продлится до 30 ноября.
Адрес центра "Башня" - Волоколамское шоссе, 71А.