Как и тогда, впереди были первоклассники, но теперь за ними стояли выжившие заложники, одетые в футболки с портретами однокрылого ангела. Рисунок 11-летней заложницы Азы Гумецовой, погибшей в тот день от рук террористов, стал символом 20-летней годовщины теракта. Чудом выжившие тогда, теперь держали в руках портреты своих погибших одноклассников.
- Начать так траурную церемонию предложили мы, - говорит Ирина Гуриева, пережившая трагедию в десятилетнем возрасте. - Это наш долг перед ребятами, которых нет с нами. Ее старший брат и сестра тогда погибли. А ее мама, учитель истории Надежда Ильинична Гуриева, сама вся искалеченная, пережила горе, выходила такую же израненную дочку и нашла силы жить дальше. Надежда Ильинична не скрывает, что очень переживает за своих учеников, ставших участниками СВО. Есть среди них и бывшие заложники из Беслана. Вот Сослан и Арсен Хасиговы. Оказавшись в заложниках, братья практически не пострадали. После первого же взрыва, когда еще не началась стрельба, мальчишки не растерялись и сумели через разбитое стекло выбраться на улицу. Старший брат потом сказал, что, когда вырастет, обязательно станет военным, чтобы всех защищать. Так Сослан и поступил. В 2018 году окончил Михайловскую военную артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге, подписал контракт и остался служить в армии. С начала спецоперации он - на фронте. А теперь узнаю, что и младший брат, Арсен Хасигов, сражается в рядах СВО.
Илья Кокаев также участник СВО с первых дней. За личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, указом президента РФ он награжден медалью Суворова.
- Знаю, что многие из тех, кто пережил теракт, выбрали профессию военных и медиков, - замечает в разговоре Надежда Гуриева. - И понимаю, почему они это сделали.
Почтить память безвинных жертв страшной трагедии 20-летней давности пришли сотни людей. Среди них встретила маму двух спецназовцев, участвовавших в освобождении заложников. Старший сын Валентины Александровны, подполковник Дмитрий Разумовский, погиб 3 сентября 2004 года. Он был удостоен звания Героя России. А младший Максим выжил и продолжает служить.
На территории мемориального комплекса прошла церемония открытия копии монумента "Немой крик", установленного в 2006 году в Сан-Марино. Скульптора Венди Ренцо Жарно изображает испуганного ребенка, который застыл в беззвучном крике, увековечив боль детей, испытавших на себе весь ужас терроризма. Бронзовая фигура была сделана по известной фотографии, на которой запечатлен семилетний Георгий Ильин, выживший среди заложников в Беслане. Автор этого снимка до сих пор неизвестен.
Члены итальянской делегации, приехавшие в Беслан, были потрясены увиденным. А автор памятника Ренцо Венди заявил: "Одно дело - чувствовать соучастие на расстоянии, а другое - обнимать матерей, потерявших своих детей..."
Сам Георгий не принимал участия в церемонии открытия памятника. Он сейчас работает врачом-реаниматологом в больнице родного Беслана. "Наверное, у детей, переживших трагедию, теперь такая миссия - спасать людей", - заметил в разговоре доктор Ильин и поспешил уйти.
Заместитель председателя правительства РСО - Алания Альбина Плаева передала архиепископу Владикавказскому и Аланскому Герасиму в дар икону Святых вифлеемских младенцев, которая во время визита президента России Владимира Путина была передана главе республике Сергею Меняйло. Мероприятие прошло в спортзале первой.
Бесланской школы. Икона будет размещена в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской, расположенном на территории бесланской школы.
В воскресенье вечером во дворе школы зажглись памятные свечи. 2 и 3 сентября траурные мероприятия продолжатся в Международном культурно-патриотическом центре профилактики терроризма, а также на кладбище "Город ангелов".