Вся страна завтра идет в школу: Что нас там ждет

В понедельник, 2 сентября, в школы придут более 1,2 миллиона учителей и 18,5 миллиона учеников. Около 2 миллионов школьников войдут в классы впервые в жизни - кто-то с интересом, кто-то с удивлением, а кто-то наверняка с опаской.
Новинка года, которую поддержали и родители, и учителя, - запрет использовать мобильные телефоны на уроках даже в учебных целях.
Новинка года, которую поддержали и родители, и учителя, - запрет использовать мобильные телефоны на уроках даже в учебных целях. / monkeybusinessimages / iStock

Какая школа их встретит, чему научит, останется ли в памяти? И главное - какой останется? Учиться сегодня идут не только дети, учиться идет вся страна.

Может ли школа нравиться всем? Скажу, наверное, резко: школа не червонец и нравиться всем не должна. Говорят, школа должна быть интересной. Но, если меня попросят назвать, например, пять признаков интересной школы, не отвечу. И вообще для меня этот тезис сомнительный.

У школы есть предназначение - это, говоря официальными словами, "реализация образовательных программ в интересах семьи, общества и государства". Это цель. И, конечно, если в школе будет интересно, то эта самая реализация пойдет эффективнее. Но это вовсе не значит, что мы должны петь, плясать и развлекать. Если ты хочешь заниматься математикой, то нужно учиться, например, работать с алгебраическими выражениями, упрощать их. Это редко когда бывает интересно. Но делать это надо.

Поэтому интерес - это побочная история, и я не ставлю ее во главу угла.

В любой школе всегда есть элемент принуждения. Согласен, слово не очень звучное. Поясню. У людей, далеких от школы, есть такое представление об идеальном ученике: любознательный ребенок, чье любопытство школа должна удовлетворить. Это не так, и никогда не было так. Никогда не было такого, чтобы "массовый" ученик приходил в школу, и его не надо было заставлять учиться.

Если вы оставите ребенка наедине с самим собой: "хочешь учись, хочешь не учись, мы тебя всегда прокормим", то, скорее всего, большое количество детей просто никак не смогут применить себя к этой жизни. Поэтому учиться надо. И вообще напомню, что образование - это не только право, но и обязанность по закону. И если родители этой обязанности препятствуют, то им за это положено наказание. Вот вам и принуждение во благо.

У нас идет погоня за ста баллами, и в этой погоне мы теряем какой-то костяк. Подготовка крепкого, нормального выпускника как будто никак не ценится

А если тяжело учиться? Та же физика - сложный предмет, не всем под силу. Но государство нам говорит: нужно поднимать экономику, нужны свои инженерные кадры. Поэтому будьте любезны, выучите ее хотя бы на минимальном уровне, чтобы потом была возможность делать осознанный выбор. Чтобы не было такого: "я ничего не знаю, поэтому пойду в маркетологи". Другая мотивация. Я знаю основы наук, но понимаю, что мне лучше даются иностранные языки или экономика, поэтому пойду в маркетологи. Это и называется общее образование.

Цель школьного образования - дать верное общее представление о предмете и мире. Без этого невозможно принимать осмысленные решения по поводу своей дальнейшей судьбы, да и не только своей.

Сегодня в нашу жизнь входят искусственный интеллект, беспилотный транспорт, многие другие новые вещи и явления. Полезно представлять хотя бы в общих чертах, как это все работает, в том числе и на основе своего школьного образования.

Школа должна давать общие знания на хорошем уровне. У нас же до сих пор очень любят рейтинги и списки лучших - вузов, школ, абитуриентов. Но обычных крепких школ и университетов, как и просто хороших крепких выпускников, получается, не хватает. Олимпиадники и стобалльники испокон веков едут во всем известные центральные вузы. Ситуация не меняется уже давно, а "на местах" университеты не добирают. Не хватает просто хорошо подготовленных абитуриентов с крепко усвоенной школьной программой.

Беда в том, что общество сегодня этому не слишком способствует. Меня коллеги "дразнят": мол, у нас средний балл ЕГЭ по математике выше, чем у вас. Да, но вы выпустили 50 человек, а я 170 подготовленных нормальных детей, которых с удовольствием возьмут технические вузы, а они будут с удовольствием учиться.

Я мог бы заниматься отбором и подготовкой олимпиадников, но не в этом цель. Приоритет нашего лицея и, как мне видится, школы в целом - развитие потенциала учеников.

Это общая проблема, она есть и в спорте. Мы ее уже обсуждали: у нас нет спорта, чтобы просто заниматься. Что ни секция, так "растим чемпионов". Все время нужно что-то доказывать. Если не вырастил чемпионов, то вроде как и нехороший тренер. То же самое сегодня и с учителями. Не подготовил олимпиадника или стобалльника - не котируешься. Подготовил - получи миллион рублей (в некоторых регионах такие премии выдают). Да и со школьниками та же история. Победил в олимпиаде - молодец… Кажется, уже нет такого, чтобы учиться просто для собственного удовольствия и пользы.

У нас идет погоня за ста баллами, и в этой погоне мы теряем какой-то костяк. Подготовка крепкого, нормального выпускника как будто никак не ценится. А он ведь спокойно может поступить в вуз и быть хорошим специалистом. Давайте об этом не забывать.

Визитная карточка

Фото: РИА Новости

Максим Пратусевич - заслуженный учитель России, член Совета при президенте РФ по науке и образованию, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Директор школы" 2012 года, кандидат физико-математических наук. В 2024 году 4 из 6 членов российской сборной на Международной олимпиаде по математике представляли ФМЛ № 239 и привезли в Россию две золотые и две серебряные медали.