Кроме подъема по известным гидам тропам (максимальная высота горы Вачкажец 1556 метров), любители природы увидят небольшой каскад водопадов, ледниковое озеро Таколоч, возле которого обычно проходит обед, и зеленые альпийские луга, еще не успевшие сбросить разноцветное "оперение" в августе. Для опытных проводников такой маршрут - прогулка перед ужином, хотя неподготовленным путешественникам порой приходится попотеть.
После экскурсии туристов везут искупаться в "Зеленовских озерках" - благоустроенных, опять же по камчатским меркам, радоновых источниках. Расположен горный массив Вачкажец всего в 80 километрах к западу от Петропавловска-Камчатского. На сайте турагентств вертолетных экскурсий туда просто нет - слишком близко. Чтобы добраться сюда, вертолет просто не нужен - полтора часа по вполне сносной, по большей части асфальтированной дороге, и ты у начальной точки маршрута.
Так что потерпевший крушение рейс, который летел до Вачкажца забрать туристов, был не простым - из разряда ВИПов, что называется спецзаказ.
Экскурсия к горному массиву Вачкажец у находившихся на борту путешественников была намечена на первое сентября, но по погодным условиям ее перенесли на день раньше. Это важный момент для понимания ситуации и причин трагедии.
На Камчатке погода меняется с неимоверной скоростью. Данные о погоде на маршруте турагентства, а значит, и сопровождающие туристов гиды, узнают только вечером, накануне похода. Точно такая же ситуация с вертолетными экскурсиями. Но там все обстоит еще сложнее - если в легкий дождь и облачность автобусно-пешие туры не отменяются, то "винтокрылые" в такую погоду стоят на приколе. Возможно, этим объясняется причина заоблачных цен на вертолетные экскурсии - они начинаются от 55 тысяч до 140 тысяч рублей с человека за несколько часов полета. И это расценки на так называемые регулярные туры, не относящиеся к категории ВИП.
Например, в знаменитую Долину гейзеров стоимость экскурсии составляет 70 тысяч рублей (в прошлом году была 56). Но попасть на борт даже за такие деньги непросто - в связи с капризами погоды рейсы часто переносят на более поздний срок. В итоге экскурсии накладываются одна на другую, а у авиаторов не хватает бортов, чтобы одновременно, при появлении погодного окна, выполнить все рейсы. Поэтому сначала вылетают те, кто должен был попасть на экскурсию раньше, а остальные по остаточному принципу. Но, разумеется, к ВИП-рейсам это не относится.
Особенность Камчатки, которая стала роковой для пассажиров разбившегося рейса, - облака, которые появляются неизвестно откуда и в считанные секунды превращают сопки в белую кашу. Ты стоишь, любуешься горными вершинами на смотровой площадке, устроенной у дороги, ведущей к геотермальной станции. Светит солнышко и кажется, что так будет всегда. Но вдруг сбоку краем глаза замечаешь белый пушистик облака. Буквально пара минут, и он разрастается, подобно сахарной вате, захватывая все новые пространства. А через пять минут вокруг тебя белесая мгла, где не то что вершины гор - вытянутую руку нечетко видно.
Подъезжающие к смотровой новые тургруппы с удивлением вертят головами - зачем их сюда привезли, ведь здесь ничего нет. И спешат дальше к подножью гор, откуда начинаются маршруты. Ровно такая же проблема у поднимающихся на вулканы туристов - добравшись за несколько часов до вершины, вместо потрясающих видов, обещанных им рекламными буклетами, они упираются взглядом в непролазные облачные сгустки, за которыми ровным счетом ничего не видно. И вынуждены спускаться вниз, не дождавшись улучшения погоды. Предсказать такие катаклизмы невозможно.
Река Быстрая, в окрестностях которой потерпел крушение вертолет, относится к числу наиболее популярных туристических маршрутов. Это дикие, нетронутые места, где, кроме маленьких площадок на берегу, специально подготовленных для палаток, идущих на сплав туристов, других следов цивилизации нет. В конце августа по реке на нерест идет лосось - порой кажется, что прозрачная вода кипит от движущихся рыб. В маленьких заводях у берега, темными силуэтами отдыхает кижуч и нерка.
Безраздельные хозяева этих мест - медведи. Они без опаски выходят на берег - медведицы с игривыми медвежатами, вечно отстающими от мамки, все же держатся от людей на отдалении. При приближении сплавляющихся рафов, растворяются в прибрежной траве. В отличие от любопытной молоди, которая не прочь попозировать, и матерых самцов, занятых рыбной ловлей. Для этих хозяев тайги мы, люди, досадная помеха, на которую надо как следует порычать.
Медведи боятся резкого шума, а потому любое отдаление от палаточного лагеря разрешено только с небольшим газовым баллоном, на который сверху надето устройство, внешне напоминающее громкоговоритель. Нажимаешь на кнопку, устройство издает оглушительный стон (у самого в ушах закладывает). Считается, что мишка, услышав такие звуки, предпочтет обойти их источник. Правда, только в том случае, если медведь не пробовал человеческой крови. В противном случае, все может закончится трагедией.
Окруженная сопками Быстрая непредсказуема по погоде, прогнозы там не действуют, дождь налетает внезапно и столь же быстро заканчивается. Во время дождя прибрежные горы затягивает серой пеленой до самого подножья - порой не видно, что происходит метрах в 50. Ни телефонной связи, ни интернета там нет.
Если днем температура в погожий день поднимается до 10-12 градусов, то к ночи резко холодает. Да и эти плюсовые градусы ощущаются в реальности гораздо ниже. Без хороших спальников и палатки пережить даже одну ночь сложно. А без костра, наверное, невозможно. И все это, не считая кровососущих, коих здесь множество.
Склоны сопок, вдоль которых кружит река, непроходимы. Никакой эвакуационный транспорт сюда просто не проедет. Даже вертолету приземлиться негде - нужно искать плоское плато и расчищать его. А это без специальной техники у спасателей, когда они доберутся до места, где разбились туристы, займет много времени.