Вертолет на Камчатке мог разбиться из-за ошибки пилота

После крушения вертолета Ми-8 на Камчатке все члены экипажа и пассажиры погибли
Как сообщила пресс-служба МЧС, находившиеся на борту пропавшего на Камчатке вертолета Ми-8Т предварительно погибли. "В настоящий момент уже найдены 17 тел. Поиски продолжаются". На борту вертолета находилось 22 человека - 3 члена экипажа и 19 туристов. Среди них был финансовый директор Российского футбольного союза Арсений Замятин и его жена Полина.

31 августа Ми-8 вез группу туристов. Он вылетел с площадки в районе вулкана Вачкажец и отправился на вертодром поселка Николаевка, что в 17 километрах от аэропорта Елизово. Но через десять минут после расчетного времени старта экипаж не вышел на связь. Его искали больше суток.

Наконец в воскресенье почти в сумерках сотрудники МЧС обнаружили с воздуха обломки Ми-8 вблизи той местности, где пилоты последний раз выходили на связь. Но сесть там поисковый вертолет не смог.

- Обломки обнаружены на сопке на высоте 900 метров, - уточнил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. - Делается все возможное для скорейшей доставки специалистов на место и выяснения всех деталей.

Борт принадлежит местной авиакомпании "Витязь-Аэро". На своих 23 вертолетах она возит пассажиров в Оссору, Тымлат, Паужетку, Эссо и другие камчатские поселки - всего в полетной карте 16 населенных пунктов. Как подчеркивают в компании, здесь пекутся о безопасности полетов: постоянно оценивают качество топлива, запчастей, учитывают аэронавигационную и метеорологическую информацию. Организует фирма также ВИП-перевозки и экскурсионные туры.

По предварительной информации, вертолет мог разбиться из-за ошибки пилота. "В качестве приоритетной версии рассматривается ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях. В тумане пилот мог не заметить сопку и задеть ее склон", - сказали агентству в штабе по расследованию инцидента.

Также будут рассмотрена версии отказа техники, однако она пока не считается основной. Ранее компания-перевозчик сообщила, что борт был технически исправным. Замечу, вертолет эксплуатировался уже 32 года. Перевозчик приобрёл его 11 лет назад, присвоив имя местного вертолетчика Владимира Самарского. Свидетельство о годности борт получил в 2022 году на шесть лет.

По некоторым данным, полёт могли организовать сами участники экспедиции. Ведь на борту Ми-8 летели владельцы туристической организации "Клуб гидов" Михаил и Юлия Репниковы из Перми, а также совладелец камчатской турфирмы Кирилл Серегин. Его фирма организовала этот полет совместно с компанией "Большая страна", которой также владела семья Репниковых. Семья Репниковых гордилась своим детищем, активно культивируя свои поездки.

В комментариях под постом губернатора в telegram-канале жители края приносят слова соболезнования и пишут: "Вулканы, горы - это не аттракционы!"

Для родственников туристов и экипажа разбившегося вертолета открыта "горячая линия". Как рассказала психолог ГУ МЧС России по Камчатскому краю Екатерина Ящук, за день поступило около 100 звонков.

Между тем Камчатский следственный отдел на транспорте Восточного МСУТ СК России возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта из-за утраты с вертолетом Ми-8.

В точных причинах трагедии уже разбираются следователи - они прибыли на место крушения вертолета вместе со спасателями.

Свидетельство очевидца

Пять минут - и сопок не видно

На сайте турагентств Камчатки однодневный тур к горному массиву Вачкажец предлагают путешественникам с любой формой физической подготовки. Маршрут несложный, по камчатским меркам дешевый - 11,5 тысячи рублей с человека за 12-часовой поход. Кроме подъема по известным гидам тропам (максимальная высота горы Вачкажец 1556 метров) любители природы увидят небольшой каскад водопадов, ледниковое озеро Тахколоч, возле которого обычно проходит обед, и зеленые альпийские луга, еще не успевшие сбросить разноцветное "оперение" в августе. Для опытных проводников такой маршрут - прогулка перед ужином, хотя неподготовленным путешественникам порой приходится попотеть. После экскурсии туристов везут искупаться в "Зеленовских озерках" - благоустроенных, опять же по камчатским меркам, радоновых источниках. Расположен горный массив Вачкажец всего в 80 километрах к западу от Петропавловска-Камчатского. На сайте турагентств вертолетных экскурсий туда нет - слишком близко. Чтобы добраться сюда, вертолет просто не нужен - полтора часа по вполне сносной, по большей части асфальтированной дороге - и ты у начальной точки маршрута.

Так что потерпевший крушение рейс, который летел до Вачкажца забрать туристов, был непростым - из разряда ВИПов, что называется спецзаказ.

Экскурсия к горному массиву Вачкажец у находившихся на борту путешественников была намечена на первое сентября, но по погодным условиям ее перенесли на день раньше. Это важный момент для понимания ситуации и причин трагедии. На Камчатке погода меняется с неимоверной скоростью. Данные о погоде на маршруте турагентства, а значит, и сопровождающие туристов гиды узнают только вечером, накануне похода. Точно такая же ситуация с вертолетными экскурсиями. Но там все обстоит еще сложнее - если в легкий дождь и облачность автобусно-пешие туры не отменяются, то "винтокрылые" в такую погоду стоят на приколе. Возможно, этим объясняется причина заоблачных цен на вертолетные экскурсии - они начинаются от 55 тысяч до 140 тысяч рублей с человека за несколько часов полета. И это расценки на так называемые регулярные туры, не относящиеся к категории ВИП. Например, в знаменитую Долину гейзеров стоимость экскурсии составляет 70 тысяч рублей (в прошлом году была 56). Но попасть на борт даже за такие деньги непросто - в связи с капризами погоды рейсы часто переносят на более поздний срок. В итоге экскурсии накладываются одна на другую, а у авиаторов не хватает бортов, чтобы одновременно, при появлении погодного окна, выполнить все рейсы. Поэтому сначала вылетают те, кто должен был попасть на экскурсию раньше, а остальные по остаточному принципу. Но, разумеется, к ВИП-рейсам это не относится.

Особенность Камчатки, которая стала роковой для пассажиров - облака, которые появляются неизвестно откуда

Особенность Камчатки, которая стала роковой для пассажиров разбившегося рейса, - облака, которые появляются неизвестно откуда и в считаные секунды превращают сопки в белую кашу. Ты стоишь, любуешься горными вершинами на смотровой площадке, устроенной у дороги, ведущей к геотермальной станции. Светит солнышко, и кажется, что так будет всегда. Но вдруг сбоку краем глаза замечаешь белый пушистик облака. Буквально пара минут, и он разрастается, подобно сахарной вате, захватывая все новые пространства. А через пять минут вокруг тебя белесая мгла, где не то что вершины гор - вытянутую руку нечетко видно. Подъезжающие к смотровой новые тургруппы с удивлением вертят головами - зачем их сюда привезли, ведь здесь ничего нет. И спешат дальше к подножью гор, откуда начинаются маршруты. Ровно такая же проблема у поднимающихся на вулканы туристов - добравшись за несколько часов до вершины, вместо потрясающих видов, обещанных им рекламными буклетами, они упираются взглядом в непролазные облачные сгустки, за которыми ровным счетом ничего не видно. И вынуждены спускаться вниз, не дождавшись улучшения погоды. Предсказать такие катаклизмы невозможно.

Река Быстрая, в окрестностях которой потерпел крушение вертолет, относится к числу наиболее популярных туристических маршрутов. Это дикие, нетронутые места, где кроме маленьких площадок на берегу, специально подготовленных для палаток, идущих на сплав туристов, других следов цивилизации нет. В конце августа по реке на нерест идет лосось - порой кажется, что прозрачная вода кипит от движущихся рыб. В маленьких заводях у берега темными силуэтами отдыхают кижуч и нерка. Безраздельные хозяева этих мест - медведи. Они без опаски выходят на берег - медведицы с игривыми медвежатами, вечно отстающими от мамки, все же держатся от людей на отдалении. При приближении сплавляющихся рафов растворяются в прибрежной траве, в отличие от любопытной молоди, которая не прочь попозировать, и матерых самцов, занятых рыбной ловлей.

Для этих хозяев тайги мы, люди, досадная помеха, на которую надо как следует порычать. Медведи боятся резкого шума, а потому любое отдаление от палаточного лагеря разрешено только с небольшим газовым баллоном, на который сверху надето устройство, внешне напоминающее громкоговоритель. Нажимаешь на кнопку - устройство издает оглушительный стон (у самого в ушах закладывает). Считается, что мишка, услышав такие звуки, предпочтет обойти их источник, правда только в том случае, если медведь не пробовал человеческой крови. В противном случае все может закончиться трагедией.

Окруженная сопками Быстрая непредсказуема по погоде, прогнозы там не действуют, дождь налетает внезапно и столь же быстро заканчивается. Во время дождя прибрежные горы затягивает серой пеленой до самого подножья - порой не видно, что происходит метрах в 50. Ни телефонной связи, ни интернета там нет. Если днем температура в погожий день поднимается до 10-12 градусов, то к ночи резко холодает. Да и эти плюсовые градусы ощущаются в реальности гораздо ниже. Без хороших спальников и палатки пережить даже одну ночь сложно, а без костра, наверное, невозможно. И все это - не считая кровососущих, коих здесь множество. Склоны сопок, вдоль которых кружит река, непроходимы. Никакой эвакуационный транспорт сюда просто не проедет. Даже вертолету приземлиться негде - нужно искать плоское плато и расчищать его. А это без специальной техники у спасателей, когда они доберутся до места, где разбились туристы, займет много времени.

Подготовил Евгений Шестаков