Предварительные подсчеты сразу после закрытия участков не слишком отличались от прогнозов накануне выборов, то есть были ожидаемы. В Тюрингии первое место уверенно и с большим отрывом заняла "Альтернатива для Германии" (АдГ), получив ровно треть голосов избирателей. В Саксонии она показала почти такой же результат, но шла "нос к носу" с правящим в земле Христианско-демократическим союзом (ХДС). Поддержка АдГ в восточных землях заметно выросла, хотя партия и без того пользовалась там популярностью. Но главным победителем все же стоит назвать "Союз Сары Вагенкнехт" с его двенадцатью процентами голосов в Саксонии и пятнадцатью в Тюрингии, что само по себе является большим успехом для партии, созданной всего лишь в начале этого года.
Взяв хороший старт на выборах в Европарламент, ССВ вышел с сильными позициями на выборы в восточных землях, а следующей планкой для него через год станут выборы в бундестаг. На эту цель, как полагают многие в Германии, партия сейчас всеми силами и работает. Что интересно, распространенное мнение о том, что ССВ может выступить в роли "спойлера" для АдГ, оттянув на себя значительную часть электората крайне правых, оказалось ошибочным. В выигрыше в итоге остались обе партии. И очевидно, что левый ССВ стал не альтернативой "Альтернативе", а, скорее, "прибежищем" для той части протестного электората, кто по идейным соображениям не желал голосовать за АдГ.
Проиграли же "партии власти", то есть все три участника правящей в Берлине под руководством канцлера Олафа Шольца коалиции: социал-демократы (СДПГ), "Зеленые" и либеральная СвДП. В оба ландтага, чуть превысив избирательный барьер, прошла только СДПГ. "Зеленые", по первым итогам выборов, едва-едва получали места в одном лишь саксонском парламенте, либералы не прошли никуда. Особняком на этом фоне стоит консервативный ХДС, занимающий сейчас в бундестаге место системной оппозиции. Он соревновался с АдГ за первое место в Саксонии и занимал второе в Тюрингии, и тоже сыграл роль "прибежища" для несогласных, но только более умеренных, не готовых перейти к крайней оппозиции в лице АдГ и ССВ.
Для Шольца и его коллег по партии и правительству картина в итоге вырисовывается весьма печальная. Несистемную оппозицию (АдГ и ССВ) в Саксонии и Тюрингии поддерживает примерно половина избирателей, системную (ХДС) - еще треть или четверть, а партии, стоящие у власти в Берлине - практически никто. В Бранденбурге, где выборы пройдут 24 сентября, результат социал-демократов обещает быть получше, но в общем и целом картина там схожая, и такова она во всех восточных землях.
Можно сказать, что восток Германии для действующего федерального правительства потерян, и причин тому множество. Восточные немцы всегда проявляли недовольство властями в Берлине, полагая, что с ними, бывшими гражданами ГДР, несправедливо обошлись во время объединения страны и продолжали так же обходиться все последующие годы. И эта претензия во многом была справедлива. Последней каплей стал внешне- и военно-политический разворот, совершенный правительством Шольца в марте 2022 года: курс на конфронтацию с Москвой, поставки оружия Киеву, подготовка к войне с Россией. Сюда добавляются очень чувствительная для востока тема миграции, обострившаяся после недавнего теракта в Золингене, и общая экономическая ситуация в стране, которая за последние два года явно не стала лучше. И вот уже половина восточных избирателей голосует за крайнюю оппозицию. Хотя и у западных, надо заметить, АдГ и ССВ тоже набирают популярность.
В Берлине грядущую победу крайне правых и левых называли "катастрофой демократии" и объясняли ее тем, что восточные немцы оказались под влиянием России. Хотя на самом деле никакая это не катастрофа. Правительству Шольца просто наглядно дали понять, что риторикой о недемократическом российском газе, от которого надо отказаться, и демократических американских ракетах, которые надо принять, избирателя не проведешь. Он прекрасно понимает, что дешевый газ - это дешевый газ, а наступательные ракеты - это наступательные ракеты, и неважно, в какой стране они сделаны. То же самое относится к миграции, экономике и прочим провальным для немецких властей темам. А отношение к России на востоке Германии всегда было хорошим, так уж исторически сложилось за время пребывания этой части страны в соцлагере.
Главный вопрос, который стоит по итогам выборов - как будут сформированы земельные правительства, и будут ли они сформированы вообще. В Тюрингии АдГ и ССВ взяли уверенно большинство мест в парламенте, в Саксонии, по первым результатам, им не хватало до большинства пары мандатов. Создать правительства без участия этих двух партий теперь вряд ли получится. В Берлине очень не хотели такого сценария, и накануне выборов пускали в ход весь традиционный арсенал борьбы с политическими противниками - от организации протестных митингов против "Альтернативы" до обвинений отдельных членов ССВ в связях с давно уже не существующими органами госбезопасности ГДР. Но, видимо, придется договариваться, иначе не избежать политического кризиса, грозящего перекинуться на всю страну.Каким был ни был окончательный исход, уже сейчас ясно: избиратели на востоке посчитали, что те, кого немецкие СМИ старательно обзывают "популистами" и "врагами демократии", заслуживают большего доверия, чем провозглашающие себя истинными демократами берлинские партии власти. А в следующем году так могут посчитать и избиратели по всей стране.
Уже сейчас федеральные рейтинги АдГ и ССВ в сумме приближаются к 30 процентам, а успех на выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге только добавит двум партиям популярности.