В том, что смартфоны прочно вошли в нашу жизнь и стали важными помощниками, никто не сомневается. Специалисты относят к положительному влиянию гаджетов получение эстетического удовольствия от контента, снятие стресса, развитие в разных областях, включая сложные психомоторные и логические навыки.
Но есть и серьезные минусы: риск ухудшения зрения, ухудшение осанки, появление плече-локтевого синдрома, дефицит двигательной активности, а также психологические нарушения, цифровая зависимость, формирование клипового мышления и "цифрового слабоумия".
"В силу возрастных физиологических особенностей дети и подростки наиболее уязвимы к воздействию сверхвысокочастотного электромагнитного поля мобильной связи (ЭМП), что требует особых ограничений в использовании ими мобильного телефона", - отмечается в методических рекомендациях.
Исследование электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в условиях острого воздействия ЭМП у детей 6-13 лет показало, что при низком уровне излучения мобильного телефона (менее 1 мкВ/см²) изменения ЭЭГ отмечаются у детей младше 10 лет и только в области мозга, которая наиболее близко расположена к телефону.
При высоком уровне излучения (100 мкВ/см²) изменения ЭЭГ наблюдаются и у подростков, охватывают оба полушария и глубокие отделы мозга. Исследование показало, что после длительного (1-3 года) интенсивного использования мобильного телефона при высоком уровне ежедневной электромагнитной нагрузки у детей 7-10 лет отмечаются устойчивые локальные изменения ЭЭГ в наиболее часто облучаемой области мозга.
"Проведенные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков эпидемиологические исследования показали риски ухудшения состояния иммунной системы у младших школьников - повышение частоты простудных заболеваний, и состояния нервной системы у обучающихся средней школы - повышенную частоту головных болей и нарушений сна, трудностей засыпания", - говорится в рекомендациях.
Специалисты НИИ отметили, что долгое пребывание у экрана смартфона вызывает у детей и подростков нарушение сна, настроения, внимания, памяти, вербального интеллекта. Даже может снизиться успеваемость, что сопровождается морфофункциональными изменениями в мозге, в частности снижением темпов его созревания.
Использование мобильного интернета, уточняют исследователи, ведет к формированию у детей "многозадачного" поведения, при котором они теряют способность к длительному удержанию внимания на учебных занятиях. При этом они становятся гиперактивными, импульсивными, хуже успевают в школе. Также мобильный интернет ведет к развитию зависимости от смартфона, которой страдают до 23% детей и подростков.
Сколько времени можно пользоваться телефоном?
* для обучающихся 1-2-х классов 1 час 20 мин,
* 3-4-х классов - 1,5 часа,
* 5-9-х классов - 2 часа,
* старше 15 лет - 2,5 часа.