Одним из героев войны был Янь Баохан (1895-1968), разведчик Коминтерна, генерал-майор армии Гоминьдана, директор Северо-Восточного антияпонского национального общества спасения Родины. 16 июня 1941 года он предоставил руководству Советского Союза информацию о времени нападения Германии на СССР. В 1944 году перед вступлением СССР в войну с Японией, предоставил подробную информацию о плане боевых действий японской Квантунской армии на Северо-Востоке Китая.
В ноябре 1936 года он принимал активное участие в т.н. Сианьском инциденте, в результате которого могла кардинально измениться военная обстановка на Дальнем Востоке.
Ситуация развивалась следующим образом. К руководству 17-й китайской армии тайно прибыл член Политбюро Коммунистической партии Китая Чжоу Эньлай. 28 ноября 1936 года в городе Сиане он встретился с маршалом Чжан Сюэляном, командующим 17-й армией генералом Ян Хучэном и Янь Баоханом.
Янь Баохан, за голову которого японцами была назначена многотысячная награда, обозначил проблему: "Почему Чан Кайши воюет не с японцами,а с китайцами, своими братьями? Почему мы не скажем ему прямо, что это гигантская ошибка, преступление!"
Дискуссии не было. Все понимали, что главнокомандующий китайской армией Чан Кайши хочет не обострять отношений с японцами и основные силы направляет против китайской коммунистической Красной армии.
Чжоу Эньлай, будущий премьер-министр Китайской Народной Республики, был хорошо известен, обладал военным опытом, создавал Школу подготовки младшего комсостава.
Чжан Сюэлян был решительно настроен против японских захватчиков. Его агенты установили контакты с руководством Советского района в Северной Шэньси и с некоторыми командирами Красной армии. "Национальная армия Чан Кайши должна воевать против японцев вместе с Красной армией. Для победы сейчас не имеет большого значения, кто красный, а кто националист!"
Чжоу Эньлай предложил: представители КПК должны участвовать в работе Национального собрания Китая и надо направить для переговоров в Нанкин к Чан Кайши полномочного делегата. "Если уважаемый маршал Чжан Сюэлян и уважаемый генерал Ян Хучэн поддержат, мы добьемся своего".
Маршал ответил, что Чан Кайши запланировал прилететь в Сиань, тогда и попробуем договориться. Чжоу Эньлай обратил внимание военных на заключение Антикоминтерновского пакта между Германией и Японией.
4 декабря года в Сиань прилетел Чан Кайши в сопровождении своего штаба и охраны. Его встречали маршал Чжан Сюэлян, генерал Ян Хучэн, Янь Баохан, генералы и офицеры.
В автомобиле по дороге в резиденцию Чан Кайши и Чжан Сюэлян имели следующий разговор.
Чан Кайши: Маршал Чжан, я вам не советую поддаваться на сладкие речи коммунистов. Я их хорошо знаю, я был в Москве и имел разговоры с их вождями. Это сильные и хитрые люди. Мы обычно называем белых людей заморскими чертями, а эти - особые черти.
Чжан Сюэлян: Но вместе с ними нам будет легче разбить японцев. Надо создать вместе с КПК единый антияпонский фронт и заключить новый союз с Москвой.
Чан Кайши: Я никогда не буду обсуждать это, пока не будет истреблен последний солдат китайской Красной армии и каждый коммунист не окажется в тюрьме. Только тогда станет возможным сотрудничество с Россией.
Чжан Сюэлян: Японцы будут счастливы!
Чан Кайши: Я отдал приказ подготовить сто бомбардировщиков для полного разгрома красных Мао Цзедуна. Вы будете должны атаковать расположенные в Северной Шэньси части Красной армии.
Чжан Сюэлян: Но зачем?
Чан Кайши: Или вы исполняете приказ или переведем ваши войска в южные районы, где население вас знать не пожелает! Вы поняли?
Чжан Сюэлян: Я понял… Вы устали с дороги, вам следует хорошо отдохнуть. Вам приготовлены прекрасные апартаменты в целебных купальнях Танских императоров…
Чан Кайши: Вижу, вы согласны моими доводами. Кампания по ликвидации красных бандитов находится сейчас на такой стадии, что через каких-то пять минут после ее начала будет достигнут полный успех.
9 декабря, Сиань. Тысячи студентов и школьников вышли на демонстрацию с антияпонскими лозунгами. Улицы были запружены молодежью. Студенты подходошли к штабу Чжан Сюэляна с поднятыми вверх петициями. К ним вышли Чжан Сюэлян и Ян Хучэн. Толпа начала скандировать: "Китай!" "Китай!"
Раздались выстрелы. Двое студентов, только что вручившие петиции, упали. Стрелявших схватили, бросили к ногам генералов.
На следующий день состоялось заседание Генерального штаба Национальной армии Китая, участвовали Чан Кайши, его племянник генерал Чан Динвэнь, Чжан Сюэлян, Ян Хучэн, другие генералы и офицеры.
Чан Кайши сообщил: "Вчера была эта глупая демонстрация сопляков. Не знаю, кто их взбаламутил… Таких дураков надо учить! А вот тех, кто потакал им, учить трудно… Я утвердил план шестой карательной кампании против Красной армии и приказ о всеобщей мобилизации Северо-Западных, Северо-Восточных войск в Ганьсу и Шэньси и нанкинских войск, которые охраняют стратегический проход в Тунгуань. Приказ о мобилизации будет опубликован 12 декабря. В соответствии с этим приказом, маршал Чжан Сюэлян заменяется на посту командующего штабом по подавлению бандитов в Сиане генералом Чан Динвэнем. У кого есть вопросы?"
11 декабря в 22 часа Чжан Сюэляном были созваны командиры дивизий Северо-Восточных и Северо-Западных войск.
Ян Хучэн сообщил: отборный полк Северо-Западных войск скрытно перебазирован в окрестности Сианя. Завтра утром генералиссимус будет арестован. Одновременно с Чан Кайши будут арестованы прибывшие с ним генералы и офицеры Генерального штаба, разоружены жандармы и "синерубашечники", арестованы чиновники во главе с губернатором Шэньси. Войска уже заняли аэродром, арестованы экипажи бомбардировщиков.
Чжан Сюэлян проинформировал о политических планах: разослана циркулярная телеграмма во все провинции и всем войскам. Выдвинуты требования: реорганизовать нанкинское правительство, включить в него представителей всех партий и группировок, чтобы совместно нести ответственность за спасение Родины; прекратить внутренние войны; немедленно освободить арестованных в Шанхае лидеров Ассоциации национального спасения; освободить всех политических заключенных в стране; содействовать росту патриотического движения в стране; гарантировать свободу собраний и ассоциаций, все демократические свободы; неуклонно выполнять завещание Сунь Ятсена; немедленно созвать конференцию по спасению Родины… Представители Мао Цзэдуна гарантировали нам поддержку Москвы.
12 декабря 5 часов утра, пригород Сианя, гостиница у подножья горы. Военные захватили гостиницу, охрана Чан Кайши была перебита. Генералиссимус в пижаме и босиком выпрыгнул из окна спальни на первом этаже и спрятался за большим валуном. Его нашли, облачили в мундир и доставили в резиденцию Чжан Сюэляна.
13 декабря, Москва, Старая площадь, ЦК РКП(б). Генеральный секретарь ЦК Сталин, председатель правительства Молотов, нарком обороны Ворошилов, председатель Коминтерна Димитров, нарком иностранных дел Литвинов.
Димитров доложил: Получено радио от китайцев. Чан Кайши задержан и обвиняется в нежелании дать отпор Японии. В Нанкине обстановка неопределенная: одни чанкайшисты выступают за военную акцию по освобождению Чан Кайши, другие хотят воспользоваться его арестом и при содействии японцев захватить власть.
Новость была ошеломляющей.
Димитров с воодушевлением продолжал: Мао Цзэдун обещал маршалу Чжан Сюэляну нашу поддержку. Чан Кайши будут судить народным судом.
Сталин охладил его пыл: Надо срочно дать в "Правде" и "Известиях" статьи в поддержку генералиссимуса Чан Кайши!
Димитров был поражен.
Сталин объяснил: хотите, чтобы Чан Кайши убили? А что дальше? Начнется гражданская война между одной группой чанкайшистов и другой группой, между войсками Мао и чанкайшистами, между японцами и китайцами. Японцы побьют разрозненных китайцев и всей силой повернутся к нашему Дальнему Востоку…
Димитров попытался возразить: в какое положение мы поставим Мао?
Сталин жестко ответил, что Мао ведет свою игру, что никто дал ему право давать гарантии от нашего имени. Нам надо усвоить лозунг Мао: "С одной стороны - союз, а с другой стороны - взаимная борьба".
Его поддержали Молотов, Ворошилов, Литвинов. Димитрову было поручено телеграфировать Мао Цзэдуну и Чжоу Эньлаю, что Исполком Коминтерна решительно выступает за мирное разрешение конфликта. В Китай посланы условия освобождения Чан Кайши: его правительство включает в свой состав нескольких руководителей антияпонского движения, изгонит из правительства прояпонскую группировку, должно признать Армию сопротивления Японии. Совместно с китайской Красной армией окажет отпор Японии. Установит сотрудничество со странами, симпатизирующими демократии в Китае и оказанию отпора Японии.
"В декабре 1936 года мирное разрешение Сианьского инцидента стало важным ключевым моментом для изменения текущей ситуации. Как друг и помощник-консультант Чжан Сюэляна Янь Баохан в этом инциденте сыграл важную роль… В сентябре 1937 года Янь Баохан вступил в Коммунистическую партию Китая по рекомендации Чжоу Эньлая… Он продемонстрировал исключительные способности и мудрость общественного деятеля. И внес такой вклад, который не под силу обычному человек… В мае 1941 года Янь Баохан был приглашен на банкет, где присутствовал атташе посольства Германии в Китае. Он узнал, что Германия нападет на Советский Союз в течение недели раньше или позже ориентировочно 20-го июня 1941 года…
Эту информацию ЦК КПК передал наивысшему руководителю Советского Союза… После начала советско-германской войны Сталин позвонил Мао Цзэдуну и выразил благодарность за точную информацию. В том же году Центр расшифровки при военно-статистическом бюро (орган военной разведки Гоминьдана) из повторяемых частых контактов радиосигналов японской армии расшифровал ее секретные коды связи и узнал о готовящемся нападении японцев на Перл-Харбор. В последней декаде декабря Янь Баохан получил эту информацию, немедленно сообщил Чжоу Эньлаю и атташе советского посольства Рощину. Это сведение позволяло Советскому Союзу принять решение о выделении крупных воинских сил с Дальнего Востока для укрепления Западного фронта, для отражения наступления немецкой армии… Янь Баохан, находясь на "невидимом фронте", внес свой необычный вклад в Китайскую Народную освободительную войну… В 1995 году президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении покойного Янь Баохана российской медалью "50-летие победы в Великой Отечественной войне" в знак признания его значительного вклада в победу в Великой Отечественной войне". ("Народная газета". КНР. 20 августа 2015 года).
28 сентября 2015 года посол России в КНР А. Денисов передал дочери Янь Баохана Янь Мингуан фотографию президента России В.В. Путина с автографом "в знак признательности и светлой памяти о Вашем отце, герое Второй мировой войны".