Культура готовой еды существует уже давно, за рубежом она очень хорошо развита, и Россия тоже постепенно к этому приходит. И конечно же, есть определенные факторы, которые способствуют ее развитию.
Переломным моментом стали коронавирус и соответствующие ограничения. Когда начались пандемия и локдаун, резко увеличилось количество сервисов доставки. Несмотря на то что во время пандемии люди сидели дома и, казалось бы, имели достаточно времени на приготовление пищи, увеличился спрос на заказы готовых блюд. Так что пандемия стала своеобразным драйвером рынка.
Следом за коронавирусом началась спецоперация. Разумеется, нельзя говорить, что она обусловила дальнейший спрос на готовые блюда. Здесь сыграл свою роль некий психологический фактор. Психологи давно доказали, что во время нервного перенапряжения человек начинает потреблять больше сладостей, заедать стресс. Люди начали заказывать десерты, шоколад, пирожные. Спрос на покупки, например, готовых салатов в это время вырос не так значительно, а вот заказы именно готовых сладостей и десертов - существенно.
После окончания пандемии коронавируса спрос на готовую еду не упал. Но уже по другим причинам. Люди пересмотрели свои взгляды на жизнь, стали делать больший акцент на своем здоровье, начали ценить время, проведенное с семьей, с близкими, с друзьями. Захотели тратить больше времени на себя, а не стоять часами у плиты и готовить обеды или ужины собственноручно.
Следующий фактор - улучшение качества готовых блюд, которое выросло вместе со спросом, и оптимизация цен. Покупать готовую еду стало выгодно. В семье экономически целесообразней, например, купить каждому салат, который он хочет, чем готовить одну большую порцию на всю семью, а потом выбросить то, что не доели.
Кроме того, готовая еда - это экономия времени. По статистике, на приготовление пищи человек тратит около 6,5 часа в неделю. Плюс нужно еще убрать за собой кухню и вымыть посуду. Если в семье есть дети, то время на готовку увеличивается.
Еще один фактор роста - повышение доверия к компаниям-производителям. В наше время интернета и соцсетей, почти все пищевые компании стараются работать открыто и рассказывать о работе и продукции на своих сайтах, в своих соцсетях. Раньше существовало стереотипное мнение по поводу готовой еды: непонятно где, непонятно как это приготовлено, может быть, у них в цехах не соблюдают санитарных норм и так далее. Сейчас очень многие компании сами раскрывают секреты производства, публикуют в открытом доступе стандарты безопасности и даже проводят экскурсии в цеха.
В ближайшем будущем игроки на рынке готовой еды, скорее всего, будут нацелены на повышение эффективности проектов, а не на их масштабирование. Тренд - ликвидация убыточных направлений и одновременный поиск новых идей, которые могут увеличить выручку.