Налоговая отдача от аграриев Ленобласти в три раза превысила вложения в АПК

С начала года в РФ на четыре процента выросло производство сельхозпродукции. В силу природы и географии СЗФО не относится к территориям, где агропром двигает всю экономику, но в некоторых регионах округа отрасль также достигла неплохих показателей. Специалисты отмечают, что это удалось благодаря глубокой переработке и маркетингу.
Ярмарки - удобный для всех формат продаж фермерской продукции.
Ярмарки - удобный для всех формат продаж фермерской продукции. / Святослав Акимов/РГ

Прошли те времена, когда фермеры продавали просто молоко или мясо. Сегодня ассортименту молочной продукции небольшого хозяйства может позавидовать крупный комбинат: выпускается все - от забытой простокваши до шоколадного творожного сыра. Из мяса в Ленинградской области делают уже всю "испанскую" линейку колбас и хамон - сыровяленый свиной окорок, вызревающий целый год. А в петербургских торговых сетях продаются полутвердые сыры, сваренные в Гатчинском районе по французским стандартам.

- Мы замещаем даже те позиции, которые прежде в России не выпускались, - отметил глава отраслевого комитета Ленобласти Олег Малащенко на выставке "Агрорусь". - В этом отношении нам помогают санкции, поскольку такая продукция больше не ввозится. Есть проблемы с запчастями и технологиями, но все же находятся инструменты, позволяющие наладить производство. Если раньше свои сыры в регионе вызревали месяц или два, то теперь уже и год, и полтора. Фермеры идут на это, потому что есть спрос: жители соседнего Петербурга активно потребляют их продукцию.

Дело дошло уже до переработки яиц. Казалось бы, что из них можно сделать - консервированный омлет? Речь идет о производстве белка без сахара, на который есть спрос во многих странах. Одна из ленинградских птицефабрик расщепляет яичный белок, убирает из него сахар и выпускает продукт с высокой добавленной стоимостью. До введения санкций его экспортировали в Германию и Японию для производства рыбных палочек. Но покупателей "модернизированного" яйца хватает и на внутреннем рынке.

Порой потребитель даже "не успевает" за предложением производителей. Взять ту же простоквашу: для многих это какой-то непонятный продукт из глубокой древности, привела пример бренд-менеджер предприятия в Волосовском районе Ленобласти Юлия Михаленок.

- На полке в магазине простоквашу не выбирают, потому что не знают. А это вкусный и полезный продукт, что-то среднее между сметаной и йогуртом. В свое время мы даже выпускали простоквашу с яблоком, но столкнулись с той же проблемой. Другой вопрос - цена: натуральный продукт из цельного молока от небольшого предприятия стоит дороже аналогов крупных комбинатов. Многие покупатели, особенно старшего возраста, воспринимают это как деликатес, которым иногда можно себя побаловать. Но молодые люди уже более внимательно относятся к составу продуктов и готовы регулярно покупать полезное, - рассуждает специалист.

Фермеры и небольшие производства по-прежнему сетуют на то, что им трудно пробиться в крупные торговые сети. Кто-то продает свою продукцию во дворе соседям, кто-то - на специальном фермерском маркетплейсе. В лидеры продаж попадают те, кто позаботился о маркетинге и развивает собственный бренд. От этого, а также от качества управления зависит и доступность банковских кредитов на развитие. Кстати, сельское хозяйство - единственная отрасль, в которой еще осталась субсидированная ставка.

- Проблемы сельхозпредприятий сегодня связаны не с финансированием, а с менеджментом, - считает представитель одного из банков Алексей Кольчик. - Мы даем деньги тому, у кого хорошее управление. Понимая уровень менеджмента, банк даже не смотрит на залог, который в сельском хозяйстве не так важен. Ведь при возникновении проблем предприятие в лучшем случае вернет 30 процентов от суммы кредита. При этом крайне важен научный подход к управлению. Если в хозяйстве нет отраслевого специалиста или финансиста, все может закончиться плохо.

Небольшие предприятия и фермеры все чаще нанимают аудиторов и других специалистов на аутсорсинг. Это помогает, поскольку бизнес-процессы в аграрном секторе мало отличаются от любых других - например, в IT-сфере, поясняет Алексей Кольчик.

Отрасль сделала ставку на глубокую переработку и маркетинг

Развитие АПК, особенно в северных широтах, невозможно без господдержки из федерального и регионального бюджетов. Это льготное кредитование, стимулирующие субсидии, прямые выплаты "на литр молока" и другая помощь. Пользуются спросом гранты, но с ними есть проблема: фермер получает деньги, покупает на них технику, материалы и скот, но у него не остается средств на текущие расходы. При этом ему надо кормить коров и содержать хозяйство. Грантовый механизм не позволяет четко все рассчитать, отмечают эксперты.

Но в любом случае поддержка аграриев - как говорится, "в коня корм": налоговая отдача от сельхозпроизводителей более чем в три раза превышает вложения в отрасль. Причем средняя зарплата в АПК за последний год выросла на четверть и достигла 75 тысяч рублей - это данные по Ленобласти. В некоторых хозяйствах трактористу платят столько же, сколько начальнику отдела крупного банка.

Если говорить об отдельных направлениях, то к наиболее перспективным в регионе относят развитие свиноводства. Поголовье этих животных пока сильно отстает от советских масштабов, но его планируется увеличить в несколько раз. Обоснование - вместе с завозным скотом в область могут проникнуть серьезные болезни.

Традиционным молочному животноводству и птицеводству тоже прочат большое будущее. Неплохие перспективы у производства так называемого красного мяса крупного рогатого скота. С зерном сложнее: на мелкоконтурных полях региона можно использовать только небольшую технику. Зато расширяется ассортимент аквакультуры - помимо форели, хозяйства выращивают сига, судака, нельму, муксуна, пелядь и другие северные породы рыб. В этом помогают автоматизация и новые технологии, без которых также невозможно развитие отрасли.