Как советский "Интурист" продавал Крым за рубежом и сколько он стоил иностранцам

К закату СССР объединение "Интурист" было крупнейшей в мире туристической компанией. Ее представительства работали в 70 странах, за рубежом с "Интуристом" сотрудничали 495 фирм-партнеров. Чартерные авиарейсы по всему миру, круизный теплоход по случаю юбилея компании для своих сотрудников - кто еще мог позволить себе такое? Некоторые сервисные продукты "Интуриста", как сказали бы сегодня, опередили время. Но вот после распада страны ему пришлось выживать уже в совершенно других условиях.

- У нас была такая форма-19 отчетности, так вот, согласно этому документу, в Крыму мы принимали туристов из 75 стран мира, - рассказал Вячеслав Осинский, в советское время и после развала СССР руководивший крымским объединением "Интурист". - В год Ялту посещали 125 круизных лайнеров, на борту каждого было не менее тысячи туристов, их мы тоже обслуживали в течение дня.

В Крыму Госкоминтуристу принадлежали отели "Ореанда", "Таврида", "Ялта-интурист". Гостей обслуживали три тысячи сотрудников: водители, горничные, официанты, повара, кухонные работники. На должность официанта был конкурс - пять человек на место. При этом обязательным было знание двух европейских языков, английского и немецкого, владение третьим языком - испанским - приветствовалось. Персонал обучался в течение года, некоторые дисциплины преподавали сотрудники протокольного отдела МИД СССР. Гидов-переводчиков готовили семь лет. При такой численности сотрудников управленческий аппарат составлял 190 человек.

- Каждый день за полчаса до начала работы весь персонал выстраивался в линейку, проверялась форма одежды, маникюр, с длинными ногтями работников кухни и официантов к работе не допускали, - вспоминает Вячеслав Осинский.

Отстранить от работы могли, например, за коричневые туфли вместо черных. "Интурист" закупал для персонала одежду по стандарту "белый верх, черный низ".

- Для туристов из ФРГ недельный тур в Крым по системе "все включено", с перелетом в оба конца, трансфером из аэропорта в отель и обратно обходился в 950 марок. В пересчете на национальную валюту такая же цена была для туристов из других европейских стран. В Европе дешевле нас продавалась только болгарская Варна, - рассказал Вячеслав Осинский. - Зато за эту неделю немцы оставляли у нас 3 - 3,5 тысячи марок за дополнительные услуги: экскурсии, дегустации, варьете.

Для туристов в отелях разработали среднеевропейское меню, а за дополнительную плату можно было заказать блюда кухни народов СССР. Они, к слову, пользовались огромным спросом. Черная и красная икра, отварная осетрина и язык, буженина и прочие деликатесы были обычными пунктами в меню. Бутерброд с черной икрой в пересчете на советские деньги стоил иностранцам чуть более пяти рублей, с красной - около трех. Номер люкс обходился в 3 рубля 50 копеек в сутки. И да, система "все включено" появилась не в Турции и не в Египте: уже в 1982 году она впервые была создана в Крыму.

Откуда брались деликатесы? Существовали фонды Госкоминтуриста, но они не были единственным источником благополучия. Многое "Интурист" закупал по прямым договорам с производителями или по бартеру, хотя это понятие в отечественной экономике появилось гораздо позже. Несмотря на вывеску, до трети гостей отелей "Интурист" были советские граждане. Так было до "перестройки" в СССР.

Вячеслав Осинский в советское время и после развала СССР руководил крымским объединением "Интурист". Фото: Из личного альбома В.Осинского

- Уже во времена Горбачева начался блэкаут в экономике, - говорит Вячеслав Осинский. - Рвались хозяйственные связи, наработанные годами. Представьте, нам каждые сутки нужно было две тонны высококачественной говядины, а ее просто нет. Нам нечем стало кормить гостей.

После развала СССР распалось и объединение "Интурист". Его "осколкам" приходилось выживать самостоятельно. Только на крахе Внешторгбанка Страны Советов в Крыму потеряли 1,5 миллиона немецких марок, оставшихся на зарубежных счетах. Главным звеном всей отлаженной цепочки "Интуриста" в советское время было его коммерческое управление, успешно продававшее за рубежом туры по советской стране, в том числе и в Крым. "Ингосстрах" обеспечивал каждому гостю страховку. Теперь все эти вопросы нужно было решать автономно. Поэтому в 1991 году в немецком Баден-Бадене первым делом создали фирму "Ялта-Контакт", взявшую на себя функцию продажи туров в Германии. В Deutsche Bank открыли счет собственной страховой компании. В Ялте открыли казино и супермаркет в отеле. Начали сами проводить туристические ярмарки, продавая туры внутри страны и в бывших советских республиках - теперь ближнем зарубежье.

- Я называл это "принципом сороконожки": если одна нога споткнется, другие не дадут упасть, - говорит Вячеслав Осинский.

В 1991 году на обломках Госкоминтуриста СССР появилось объединение "Интурист-Украина". Интересно, что вплоть до 2014 года оно замыкалось на Москву, а не на Киев. Это было связано с тем, что Украина после 1991 года не имела разветвленной зарубежной сети агентств и предприятий-партнеров для обеспечения турпотока.

- В СССР интуристом считался лишь тот иностранец, который приехал в страну на условиях предоплаты тура. Если кто-то пересекал границу самостоятельно, он был просто путешественник. За год Советский Союз принимал около восьми миллионов интуристов, - рассказал Вячеслав Осинский. - Украина после распада СССР приняла международное определение интуриста. Таковыми стали считать всех, кто въехал в страну на срок более суток с любой целью, кроме трудоустройства.

Формально турпоток в страну вырос многократно, поскольку в эту категорию попадали миллионы бывших советских граждан, въезжавших на Украину и работавших здесь нелегально или пересекавших ее транзитом. Но фактически иностранных туристов стало значительно меньше, поскольку вплоть до 2014 года система зарубежных агентств по образцу "Интуриста" СССР так и не была создана.

- Чтобы сохранить хотя бы частично турпоток, мы продолжали замыкаться на Москву, где эта система осталась, - пояснил Вячеслав Осинский, до 2014 года возглавлявший объединение "Интурист-Украина".

Впрочем, повторить успех советского "Интуриста" никто уже не мог.