На первом заседании этой комиссии мы обсудили новый национальный проект "Кадры", направленный на решение проблемы дефицита рабочих рук. Напомню, что о необходимости запуска такого проекта президент говорил в феврале в своем Послании Федеральному Собранию. Реализация проекта начнется с 2025 года.
Поскольку тема дефицита кадров очень важна и актуальна, я планирую посвятить ей сразу несколько колонок в "Российской газете". Начну с основных вызовов, которые зафиксированы в национальном проекте.
Во-первых, наблюдается исчерпание резерва рабочей силы. Безработица находится на рекордно низком уровне. Потребность работодателей в кадрах может превысить предложение к 2030 году на 12 миллионов человек.
Во-вторых, отраслевой баланс кадров не соответствует нынешней модели экономики. К этому приводят, в частности, отсутствие единой системы сопровождения студентов для прохождения практики и трудоустройства, нехватка механизмов для отраслевых перетоков работающих граждан, низкая привлекательность целого ряда востребованных экономикой профессий.
В-третьих, среди незанятого населения есть значительная доля нерегистрируемых занятых, то есть так называемых теневиков. По данным министерства труда и социальной защиты, в прошлом году число российских граждан, занятых в теневом секторе, составляло около 9,6 млн человек.
В-четвертых, сохраняется довольно низкая производительность труда. Это связано в том числе с низкой стоимостью трудовых ресурсов и с низкими темпами роботизации. В то же время у работодателей очень часто нет мотивации к инвестициям в трудовой капитал, а у работников - мотивации к повышению квалификации.
В-пятых, предложение труда далеко не всегда соответствует запросам экономики. Структура выпуска студентов не в полной мере удовлетворяет потребностям рынка труда, при этом образовательные организации недостаточно замотивированы повышать востребованность своих выпускников. Более того, существующие программы обучения зачастую не ориентированы на практику, и из-за этого многие молодые специалисты не соответствуют требованиям работодателей. Еще одна проблема - доступ к программам переобучения или переподготовки. Сейчас охват этих программ сравнительно небольшой, причем он намного меньше, чем в европейских странах - Швеции, Великобритании, Франции, Германии, Польше. Считаем, что в Российской Федерации нужно значительно расширить круг переобучающихся.
В-шестых, повышается спрос на новые навыки и компетенции: возникают новые профессии, исчезают неактуальные. В этой ситуации необходимо корректировать существующую систему образования, в том числе актуализировать действующие образовательные программы, вести опережающую подготовку преподавателей для трансляции необходимых экономике компетенций, модернизировать материально-техническую базу учебных заведений, обеспечивать превентивное обучение работников, попадающих под угрозу сокращения из-за внедрения новых технологий.
В-седьмых, сегодня мы имеем дело с территориальным несоответствием спроса и предложения на рынке труда. Если республики Северного Кавказа, Алтай и Тува являются трудоизбыточными, то центральная часть России, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Дальний Восток и многие другие регионы - трудодефицитные.
О том, как мы будем отвечать на все эти вызовы, я подробно расскажу в следующих колонках.