Универсализм науки в том, что она не ведает ни национальных, ни религиозных, ни расовых различий
Михаил Швыдкой - о книге "Незападная история науки"
Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой. / Владимир Трефилов/ РИА Новости
В книге известного узбекского экономиста, директора Ташкентского филиала Российского экономического университета им. Плеханова академика Каландара Абдурахманова "Искусственный интеллект - основа устойчивого развития экономики", которую он подарил мне перед самым отлетом в Москву, есть раздел под названием "Аль-Хорезми - основатель алгоритма". И когда прочитал его в самолете, то не без основания подумал, что он мог бы украсить многостраничный труд Джеймса Поскетта, доцента Уорикского университета "Незападная история науки", вышедший в свет в Великобритании в 2021 году и совсем недавно переведенный на русский язык. Тем более что британский автор уделяет немало места роли ученых Узбекистана времен Средневековья и раннего Нового времени в развитии математики и астрономии, равно как и искусственному интеллекту. Конечно, жаль, что он оставил без должного внимания фигуру автора выдающегося труда "Книга о сложении и вычитании", написанного приблизительно в 825 году. "Он на столетия определил характер алгебры как практической науки без аксиоматической основы". Именно благодаря трудам Аль-Хорезми дошли до нашего времени математические открытия индийских ученых, сделанные в VI-VII столетиях.

Но не будем сурово пенять за упущения автору "Незападной истории науки". Даже несмотря на то, что он уделил несоразмерно малое внимание российской и советской науке, впрочем, не оставив без внимания фундаментальные, важные для всего человечества, открытия таких великих ученых, как Ломоносов, Менделеев, Капица, Ландау и некоторых других. Не станем все же забывать, что Козьма Прутков неслучайно уверял, что нельзя объять необъятное. Даже в увесистом академическом томе.

Куда более существенно, что в третьем десятилетии XXI века появилось исследование, написанное глубоким и увлекающимся ученым, который стремится восстановить историческую справедливость. Он не оспаривает достижений европейской науки, но смеет утверждать, что она не была делом гениальных энциклопедистов со сверхчеловеческой интуицией. У них были предшественники и последователи - и не только в Европе и США, но и в Азии, и в Африке, и в Океании. Универсализм науки в том, что она не ведает ни национальных, ни религиозных, ни расовых различий.

Он смеет утверждать, что у европейских энциклопедистов были предшественники в Азии и Африке

Джеймс Поскетт молод, но уже знаменит. В 2012 году он получил премию "Открытие года" Ассоциации британских литераторов, пишущих о науке, а в 2013-м вошел в короткий список претендентов на премию Би-би-си "Новое поколение интеллектуалов".

Книга "Незападная история науки" имеет подзаголовок "Открытия, о которых мы не знали". Но сам автор, который провел огромную исследовательскую работу, - достаточно посмотреть на приведенную им гигантскую библиографию, - не просто достоверно описывает неведомые прежде широкому научному сообществу факты. Поскетт доказывает, что развитие науки зависит от многочисленных социально-экономических обстоятельств, не всегда очевидных. И прежде всего от практических потребностей общества, индустрии, властных и религиозных институтов. Он в немалой степени является приверженцем экстерналистского подхода к изучению истории науки, ориентируясь на внешние факторы, воздействующие на познание природы мира и человека. Именно поэтому научный редактор книги Поскетта Сергей Филонович в предисловии вспоминает знаменитый доклад известного советского физика Бориса Михайловича Гессена "Социально-экономические корни механики Ньютона", прочитанный на Втором международном конгрессе по истории науки и техники" в Лондоне в 1931 году.

Но для Поскетта еще важнее то, что научная жизнь за пределами Европы не прерывалась, даже когда жесточайшая колониальная политика Запада лишала "туземцев" доступа к серьезному образованию и академической деятельности. Британский исследователь убедителен в том, что "наука никогда не была только европейским делом, - ни в прошлые времена, ни сегодня". Право заниматься научной работой было важной частью борьбы за гражданские права. Он отстаивает справедливость по отношению к тем этносам, которые начали заново открывать свое прошлое в постколониальный период, во второй половине ХХ столетия. И обнаруживает немало интересного. Он обращается не только к великому наследию индийской, китайской, арабской и тюркской науки, но и к сокровищам знаний ацтеков, инков, полинезийцев, которыми воспользовались европейские ученые. Благодаря их знаниям было открыто и описано почти 45 тысяч растений до этого неведомых в Старом Свете.

В недалеком будущем не станет отдельных Запада и Востока, но возникнет единый Восток и Запад...

Поскетт не может примириться с мифом о прошедшем "золотом веке" неевропейской науки, которая якобы пришла в упадок в начале Нового времени. Он считает этот миф изобретением европейских консерваторов, утверждавших свое интеллектуальное превосходство. И неслучайно приводит слова выдающегося индийского ученого Джагдиши Чандры Боса из его выступления в Британском институте в январе 1897 года: "В недалеком будущем не станет отдельных Запада и Востока, но возникнет единый Восток и Запад, где каждый будет вносить свой вклад в общее дело по расширению границ наших знаний..."

Наука эпохи Возрождения была связана с географическими открытиями. Расширяя представления об окружающем мире, о многообразии людей в нем живущих, ученые столкнулись с фундаментальной проблемой познания природы человека. Нужны были столетия, чтобы утвердилось понимание единства человечества при его расовых и этнических различиях. Дарвин назвал эволюцию "великой битвой за жизнь". И в этой битве за жизнь участвовали все народы, которые так трудно постигают свое прошлое.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться