Видео: Каким был дом-кабинет на колесах самого секретного в СССР физика Харитона

Магнитофонная запись сохранила для наших дней такой эпизод из прошлого в пересказе проводницы спецвагона Клавдии Егоровой: "Приехали. Я напарницу оставляю приводить вагон в порядок, а сама бегом домой. Вхожу - звонок. "Клавочка, - слышу извиняющийся голос Юлия Борисовича Харитона. - Я даже боюсь Вам сказать: мы сегодня опять уезжаем…".
Вагон-салон академика Харитона в экспозиции музея представляет Виктор Лукьянов (в кадре слева).
Вагон-салон академика Харитона в экспозиции музея представляет Виктор Лукьянов (в кадре слева). / Александр Емельяненков/РГ

И так бывало нередко, особенно в 50-60 годы.

По словам историка Валентина Степашкина, специально выделенный и закрепленный за главным конструктором КБ-11 вагон-салон служил средством сообщения с Москвой и полигонами не только академику Юлию Харитону, но и его именитым коллегам - участникам Атомного проекта СССР, включая академиков Игоря Курчатова, Мстислава Келдыша, Михаила Лаврентьева, Якова Зельдовича, Андрея Сахарова.

Самому секретному в СССР академику-физику и многим его соратникам пользоваться самолетами долгое время не позволяли. Только летом 1965 года, когда условия изменились, академик Харитон смог полететь во Фрунзе (ныне - Бишкек) на рейсовом самолете…

"А в поездках по железной дороге Юлий Борисович "износил" последовательно три спецвагона, - говорит с улыбкой создатель и первый директор первого в нашей стране Музея ядерного оружия Виктор Лукьянов. - Первый вагон, под номером 41, еще деревянный и с дореволюционной историей, прослужил до 1967 года. Потом были два цельнометаллических. Вагон-салон 017 теперь у нас в музее..."