Интерес бизнеса к продукту связан с обострившейся борьбой за кадры: компании готовы платить за дополнительные опции в ДМС, чтобы привлечь новых сотрудников и удержать старых. "Компании, стараясь привлечь новых сотрудников, в том числе высококвалифицированных, применяют доступные способы повышения лояльности работников, в том числе включение полиса ДМС в соцпакет", - рассказали "РГ" во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Крупные корпоративные клиенты по-прежнему формируют основной спрос на ДМС, добавили в союзе, хотя отдельные страховщики отмечают и рост в сегменте малого и среднего бизнеса.
По прогнозам экспертов, потенциальный объем рынка ДМС в сегменте малого и среднего бизнеса может достигнуть 183 млрд руб., а число застрахованных - 220 тыс. компаний. Сегодня корпоративные договора на страхование сотрудников есть лишь у 66 тыс. таких организаций.
Страховщики отмечают несколько факторов, повлиявших на рост популярности ДМС. В частности, увеличилось число молодых и активных людей, которые привыкли заботиться о своем здоровье и хотят получать качественные медицинские услуги в удобное время и с использованием современных технологий, обратил внимание Андрей Чуйко, генеральный директор "РСХБ‑Страхование жизни".
"Несмотря на развитие медицины в рамках государственной системы обязательного медицинского страхования (ОМС), общие проблемы остались прежними. Территориальные программы ОМС могут значительно отличаться от региона к региону, а их наполнение не всегда отвечает современным вызовам", - отметил эксперт. По словам Чуйко, остается острым и кадровый вопрос в медицинской сфере. Поэтому все больше людей хотят подобрать адекватную программу лечения, иметь возможность выбирать медицинское учреждение и получить консультацию квалифицированного врача.
"Кадровый дефицит во всех сферах привлек дополнительное внимание работодателей к качеству социальных пакетов. Компании расширяют опции, чтобы привлечь и удержать людей. По такому пути идут самые продвинутые страхователи. Это, прежде всего, топ IT-компаний, банков и других финансовых структур, телекоммуникационных компаний", - говорит Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС "АльфаСтрахование".
У этих клиентов программы ДМС и так были широкие, поэтому они улучшают их за счет дополнительных опций. Так, по словам Лапунова, на 50% в 2023 году увеличился спрос на онкострахование. Кратно вырос интерес к превентивной медицине. "Как отмечают клиенты, организация правильной качественной профилактики помогает не допустить тяжелых заболеваний у сотрудников и последующих существенных затрат и длительных больничных. Поэтому фокус внимания сместился на риск-ориентированный подход", - пояснил эксперт.
В последнее время в добровольном медицинском страховании четко наметилась тенденция к профилактике и раннему выявлению заболеваний, а не просто к лечению того, что уже случилось, подтверждает и Андрей Чуйко. В полисы все чаще стали включать профилактические осмотры отдельных врачей-специалистов и комплексные проверки состояния здоровья (чек-ап). Во время таких осмотров проводится не только стандартный набор анализов и инструментальных исследований, но и генетическое тестирование, которое позволяет определить предрасположенность к тем или иным заболеваниям, и скорректировать план наблюдения и лечения пациента.
К тому же, по словам Чуйко, появилось много страховых программ, направленных на лечение тяжелых заболеваний, таких как онкология, заболевания, требующие трансплантации органов, и других. "Такие услуги в последнее время популярны в составе программ накопительного страхования, которые обычно заключаются на срок 3-5 лет и более. Ценность для клиента подобной комплексной программы в том, что по окончании договора, помимо оказанных медицинских услуг, он получает в полном объеме целевую сумму накоплений, а также дополнительный доход. Стоимость такого полиса составляет обычно от 50 тысяч рублей в год", - говорит Андрей Чуйко.
Компании стали чаще включать в полисы страхование от несчастных случаев, которое обеспечивает финансовую поддержку сотруднику при широком круге травм или серьезном заболевании. При этом если раньше на этот вид страхования обращали внимания в основном организации производственной сферы, то сегодня программой стали интересоваться также офисные компании, рассказал Александр Лапунов.
С начала года расширился выбор программ, которые объединяют дистанционные медицинские услуги и традиционные приемы в клинике. Как отметила управляющий директор по ДМС "Ренессанс страхование" Юлия Галаничева, в таких программах первичная консультация проходит через телемедицину. После уточнения симптомов пациент направляется к нужному специалисту для дальнейшего обследования. "Повторные обращения к врачу в ряде случаев могут проводиться дистанционно. Это позволяет более эффективно использовать время врача, снижая общую стоимость ДМС примерно на 15%, а также экономит время сотрудников на визитах в клиники", - добавила эксперт.
С учетом роста интереса к здоровому образу жизни становятся более востребованы программы, которые включают чек-апы (диспансеризацию) в базовые пакеты, например, по телемедицине. В таких программах, по словам Галаничевой, врач телемедицины помогает выбрать и организовать чек-ап, записаться в лабораторию и расшифровать результаты, предоставляя рекомендации по лечению. Все консультации проходят онлайн, за исключением сдачи анализов. "В профилактические программы и услуги для здоровья коллектива могут быть включены программы с физической активностью, такие как онлайн и очные тренировки", - рассказала эксперт.
Повышение ценовой и территориальной доступности программ ДМС за счет развития цифровых сервисов стало важным фактором, влияющим на спрос, отметили в СОГАЗе. Например, программы с телемедицинскими консультациями дают возможность получить высококвалифицированную помощь сотрудникам в отдаленных от центра областях.
Как показало исследование СОГАЗа, 67% клиентов, пользующихся онлайн-медициной, стали обращаться к врачам за консультацией чаще, чем делали это раньше. Из них 43% отдают предпочтение именно онлайн-приемам. Главными критериями выбора в пользу дистанционных консультаций люди назвали возможность круглосуточного доступа к сервису, экономию времени на дорогу в клинику, а также получение всех рекомендаций по итогам приема у врача в личный кабинет в мобильном приложении.
Для работодателя становится привлекательной возможность использования вариантов софинансирования страховки за счет франшизы - когда 15-20% расходов застрахованный оплачивает сам. "Этот инструмент позволяет значительно снизить стоимость страховой программы для компании при сохранении ее качества и полезности для сотрудника. Сами застрахованные все чаще пользуются услугой по самостоятельному добавлению в программу нужных им клиник, которое можно осуществить без дополнительного согласования прямо в мобильном приложении", - рассказали в СОГАЗе.
По словам Юлии Галаничевой, франшизы чаще всего включают в программы по стоматологии и лечению в поликлинике.
На рынке сегодня есть разные по цене предложения ДМС. Причем начинаются они от 1 тысячи рублей в месяц, или 11- 16 тысяч рублей в год. Как рассказал Андрей Чуйко, по такому полису можно получить достаточно широкий спектр услуг - это амбулаторное лечение, консультации узких специалистов, диагностика, физиотерапия, лечение аллергических заболеваний. В такие полисы заложена франшиза 50%. Как правило, их покупают те, кто не планирует часто обращаться к врачам, но хочет иметь возможность при необходимости посетить хорошую клинику.
Страховки среднего уровня стоят около 100 - 150 тысяч рублей в год. "Выбрав более дорогой полис, клиент получает и расширенный набор услуг, который включает вдобавок к базовым экстренную стоматологическую помощь, вызов врача на дом, плановую госпитализацию. Плюс предоставляется возможность выбора медицинских центров. Как правило, это хорошие сетевые клиники", - говорит Андрей Чуйко.
Самые дорогие - страховки с расширенным покрытием. Они предоставляют максимально широкий спектр услуг, включая комплексное лечение зубов, плановую госпитализацию, лечение хронических болезней, различную диагностику и другие услуги. Пациент сможет посещать клиники премиального сегмента. Такой полис обойдется в сумму от 300 до 500 тысяч рублей в год.