Как союзная магистерская программа помогла выпускнице выбрать путь
Мы были на защите магистрантов и очень переживали за Екатерину. Она блестяще, на отлично защитила диплом и планировала дальнейшую профессиональную деятельность посвятить процессам интеграции России и Беларуси. А сегодня мы пришли к Екатерине в Музей Победы на Поклонной горе в Москве, где она является руководителем Академии Музея Победы, и побеседовали о том, какие изменения в жизнь принесла совместная магистратура, удалось ли реализовать намеченные профессиональные планы, а также расспросили о новых российско-белорусских проектах Академии Музея Победы.
Екатерина, вы в свое время окончили исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и на момент запуска магистерской программы у вас уже было двое детей. Как решились опять пойти учиться, да еще на такую сложную программу, ведь только экзамены надо было сдавать сразу в два университета, а затем и учиться в Минске?
Екатерина Патрина: Для меня запуск российско-белорусской магистерской программы стал просто подарком судьбы. Я всегда любила историю, мой отец - военный историк, и дома было много книг, интересных исторических тем для бесед в кругу семьи.
Глубоко прикоснуться к белорусской истории хотелось всегда, ведь несмотря на то, что я родилась в Сибири, мои родители из Минской области и у меня белорусские корни. Я очень люблю Беларусь - ездила, езжу, и вожу с рождения своих детей в нашу деревню под Минском, где живет моя бабушка, которой уже почти сто лет. Моим детям очень нравится бывать в Беларуси, они любят и ценят белорусскую землю.
Знаете, чем бы я ни занималась, где бы ни училась, я строила свою жизнь, не разделяя себя на россиянку или белоруску. Есть такое понятие, как Отечество, так вот для меня это и Беларусь, и Россия. Поэтому, когда пришло время учиться в БГУ, я взяла с собой детей, и они один учебный год учились в минской школе.
Вот так взяли и просто пошли в белорусскую школу?
Екатерина Патрина: Да, так просто. Я на себе, можно сказать, проверила равные права россиян и белорусов, которые дает Союзное государство. Выбрала школу по принципу поближе к БГУ, чтобы можно было завозить детей, а потом бежать на учебу. На тот момент старший сын пошел в пятый класс, а дочь - в третий. Пришла к директору, объяснила ситуацию, и мне пошли навстречу, осталось только принести необходимые документы. Никаких вопросов и сложностей не было.
А как же программа, есть отличия - например, в белорусских школах обязательно изучают белорусский язык. Как сами дети восприняли перемены?
Екатерина Патрина: Им очень понравилось, и для них это был отличный опыт. Что касается школьной программы, то отличия, конечно, есть, но образовательные программы по предметам в Беларуси сильные, и, вернувшись в московскую школу, догонять ничего не пришлось.
Дома мы частенько общаемся на белорусском языке, он красивый, певучий, есть в нем особое очарование. Я счастлива, что мои дети не стесняются и у них проскальзывают белорусские слова и выражения в речи, это ли не доказательство гордости и любви к своим корням. Младшей дочери очень нравится в московской школе для ребят что-то болтать на белорусской мове. Поэтому, я думаю, для них не было особых проблем учить белорусский язык, и даже учительница в белорусской школе сказала, что девочка из Москвы читает стихи на белорусской мове лучше, чем некоторые дети в классе. А мне очень нравилось, что дети окунулись в мир белорусской литературы. Для них этот год в Беларуси стал интересным приключением. Дети не только ходили в школу, но и продолжали уделять время своим увлечениям, которые у них были в Москве. Сын увлекается футболом, а дочка учится в музыкальной школе.
Хотите сказать, что их без проблем взяли в белорусскую музыкальную школу и футбольную секцию?
Екатерина Патрина: Здесь тоже не было никаких проблем. Из московской футбольной команды сын, чтобы не терять форму, перешел в футбольную команду в Минске, а дочка занималась в музыкальной школе и с удовольствием выступала на концертах. У них появилось очень много друзей. И по возвращении в Москву я постоянно слышала: "Мама, поехали в Минск". Очень важно и здорово, что между Россией и Беларусью такой высокий уровень интеграции, и на простом, бытовом уровне ты не чувствуешь себя иностранцем в другой стране.
Что вам дала магистерская программа, при трудоустройстве помогли два диплома? Насколько сегодня вообще профессия историка востребована и необходима?
Екатерина Патрина: Сегодня каждый в своем роде должен быть историком, чтобы понимать геополитические процессы, которые происходят. Историю своей страны нужно знать, учить и не забывать. Потому что мы видим, к каким последствиям это может привести. Я уверена, что выпускник исторического факультета, особенно МГУ или БГУ, может реализовать себя на любом поприще и будет востребован на рынке труда.
Поступая на совместную магистратуру, мне было понятно, что отношения России и Беларуси выйдут на такой уровень взаимодействия, что это направление будет актуально всегда. Я хочу посвятить свою жизнь именно интеграции России и Беларуси. Поэтому программа дала мне возможность заниматься любимым делом.
Я работаю в главном военно-историческом музее страны - Музее Победы, который активно взаимодействует с белорусскими коллегами по самым разным направлениям: межмузейные обмены, совместные выставочные проекты, научная деятельность, работа с молодежью, мемориальные акции в рамках Союзного государства. Например, в этом году с большим успехом прошла выставка "Операция "Багратион". Экспозиция была приурочена к 80-летнему юбилею начала Белорусской стратегической наступательной операции. Гости музея могли увидеть уникальные экспонаты. Выставка объединила около ста подлинных экспонатов и оцифрованных материалов из фондов Музея Победы и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Белорусские музеи также на постоянной основе активно участвуют в мероприятиях международного проекта "Территория Победы".
Вновь на площадке Музея Победы состоялся фестиваль Союзного государства "Творчество юных". Он в этом году был также посвящен 80-летию освобождения Беларуси от фашистских захватчиков.
Три года назад Музей Победы получил лицензию на образовательную деятельность и открыл Академию Музея Победы, руководителем которой вы являетесь. В чем ее задача?
Екатерина Патрина: В настоящее время музейная отрасль развивается, отвечая всем вызовам, в связи с этим востребованность высококвалифицированных специалистов, владеющих профессиональными знаниями и навыками, новыми технологиями, растет. Кроме того, в обществе сейчас есть запрос на личностное развитие, поэтому в академии мы проводим курсы повышения квалификации, в том числе для специалистов узкой направленности, например для заведующих фондами и специалистов по учету и сохранности музейных предметов.
Академия была создана как потенциальный запрос со стороны профессионального сообщества, представляющего общеобразовательные учреждения, которые реализуют проекты, направленные на сохранение культурно-исторического наследия.
Это научно-методическая и исследовательская площадка, на базе которой формируются и развиваются компетенции в контексте совершенствования музейно-педагогических технологий посредством работы с экспертным сообществом и в рамках индивидуального и группового подхода. Здесь мы тоже реализуем много интересных проектов. Один из новых, над которым сейчас идет работа, - культурная интеграция Союзного государства.
А что это за проект, какова его цель?
Екатерина Патрина: Это культурно-просветительский проект под названием "Одна история - одна судьба". Он запланирован к реализации в Музее Победы в будущем, юбилейном году празднования 80-летия нашей Победы. Он посвящен сохранению исторической памяти Беларуси и России и направлен на противодействие фальсификации современной истории двух стран и пересмотра итогов Второй мировой войны, включая реабилитацию нацистских преступников и их пособников.
В рамках проекта пройдут совместное обучение представителей музейного сообщества России и Беларуси, культурная программа, создание совместной выставки к юбилею Победы и разработка маршрута, по которому она будет гастролировать.
Цель проекта - противостоять навязыванию западной идеологии и риторики. Консолидация в рамках культурной интеграции Союзного государства, обмен опытом и выработка новых направлений для создания единого безбарьерного культурного пространства. Запуск новых перспективных инициатив, развитие гастрольных музейных проектов, сохранение и приумножение культурных достижений предков.
Мы надеемся, что Музей Победы станет площадкой, открытой для дискуссий между российскими и белорусскими музейщиками и историками и всеми, кому небезразлично наше общее прошлое, всеми, для кого строгий язык науки важнее субъективных национальных или политических пристрастий.