Предыдущий фуникулер, первый в России, его называли элеватором, открыли в 1896 году ко Всероссийской промышленной и художественной выставке. Тоннель для подъемника вырыли под кремлевской стеной. Фуникулер соединял две трамвайные линии в верхней и нижней частях города и доставлял гостей и участников из центра на выставку и обратно. В 1927 году подъемник закрыли.
Сегодня кремлевский фуникулер работает снова. Его нижняя станция - точная копия прежней, открытой 128 лет назад. Верхняя выполнена в современном стиле, с музейной экспозицией и кафе. Расположение точек входа и выхода во многом определил сохранившийся фундамент старой водонапорной башни, и сейчас история здесь буквально под ногами - кирпичную кладку того времени можно увидеть через стеклянный пол.
Протяженность маршрута - 133 метра. Вагончик, очень похожий на дореволюционный, ходит вверх и вниз и может перевозить одновременно 40 человек. Раньше - только 25. А вот скорость движения стала меньше - проектировщики современного подъемника дали туристам чуть больше времени, чтобы осмотреться. Как рассказал Управляющий делами правительства Нижегородской области Дмитрий Грызин, на работы по восстановлению конструкции ушли четыре года.
Старый фуникулер двигался за счет силы тяжести. На станциях и в вагоне были установлены баки для воды, их наполняли и опустошали по очереди, и за счет этого устройство перемещалось по канату. Потому и нужна была водонапорная башня. Теперь за все отвечают автоматика и компьютер. Первые месяцы фуникулер будет ходить без расписания, в зависимости от наличия пассажиров.
Новое старое средство передвижения - конечно, история не про транспорт, а про имидж и туризм, альтернатива Чкаловской лестнице в 560 ступеней, соединяющей Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Больше всех довольны экскурсоводы - сейчас из-за расположения Кремля маршруты строятся по принципу "сверху вниз". Теперь наконец-то можно менять и дополнять традиционные схемы знакомства с городом.