В Самарской драме прошла Лаборатория молодой режиссуры по Островскому

В преддверии 174-го сезона, а до встречи с местным зрителем Самарский академический театр драмы им. М. Горького ждет еще большое гастрольное турне, здесь прошла Лаборатория молодой режиссуры.
Сцена эскиза к спектаклю "Женитьба Бальзаминова"
Сцена эскиза к спектаклю "Женитьба Бальзаминова" / Самарский театр драмы им М.Горького

Лаборатория - это всегда опыты, и театральная не исключение. Она дает возможность молодым творцам по-своему препарировать классику, соотнося ее с реалиями современной жизни. А уже потом, набравшись опыта, в том числе зрительских мнений и оценок экспертов, предъявить публике свою версию "Старых сцен о главном".

В этот раз экспериментировали с тремя произведениями А.Н. Островского - "Женитьба Бальзаминова" (режиссер Ирина Васильева), "Не от мира сего" (Дмитрий Егоров) и знакомая каждому со школьной скамьи "Гроза" (Владимир Золотарь). Проблематика XIX века звучала очень современно (чего стоит только Миша Бальзаминов на самокате), хотя язык автора и был сохранен. Одним это показалось чересчур, других, напротив, обрадовало, ибо актуальной драмы сегодня очень недостает.

- Если бы у театра была куча денег и времени, можно было бы ставить сколько угодно, а потом выбирать удачное. Но этого нет, и лаборатория - хорошая возможность присмотреться к режиссерской работе еще на начальном этапе, не тратясь на костюмы и декорации, - рассказывает директор Самарского академического театра драмы им. М. Горького Сергей Филиппов. - Второй плюс - это отличный тренинг для актеров, особенно молодых. На эскиз было выделено чуть более недели. Самые удачные пробы станут основой для нового репертуарного спектакля театра. Так в прошлом году у нас появилась "Сказка о мертвой царевне" по Пушкину.

Важно, что одно из решающих мнений на тему "Кто молодец и что делать?" в Лаборатории принадлежит зрителям. А потому после каждого показа проходят обсуждения с публикой. И зал вовсе не безмолвствует. Например, режиссер Ирина Васильева, предложившая эскиз "Женитьбы" (совсем иная трактовка, чем в культовом фильме 1964 года с участием Георгия Вицина и Ноны Мордюковой. - Прим. ред.) призналась, что ей хотелось исследовать тему инфантилизма взрослых и проистекающую из нее проблему человека, живущего в мире своих мечтаний, а не реальных проблем.

Но в ходе дискуссии один из зрителей заметил, что заявленный жанр комедии получился совсем не веселым. "Главный герой - взрослый человек, а катается на детском самокате, грустно. У нас в стране подняли возраст молодежи до 35. Зачем? Чтобы управлять инфантилами. Сестры Раиса и Анфиса еще совсем молоды, а им уже скучно...".

Таким образом, публика, аплодисментами встретившая новый эскиз, все же голосовала за баланс романтизма и реальной ответственности за свои поступки. Как иронично заметил руководитель творческих проектов самарского театра режиссер Сергей Морозов: "Чтобы серьезный человек ездил на самокате на работу".

Кстати, неожиданным получился и образ Белотеловой. Она не бездушная кубышка с деньгами, а тоже своего рода романтик. "Она умеет прекрасно управлять капиталами, но вот мужчин боится. Поэтому Миша Бальзаминов для нее не расчет, а прекрасная партия".

Комментарий

Екатерина Морозова, театровед, кандидат искусствоведения, преподаватель ГИТИС:

- Отрадно, что в эскизах, которые были показаны, серьезная доля, и смысловая, и временно-пространственная, отдана актерам старшего поколения. В каждом эскизе они объединяют всех вокруг себя действием, даже если роли не основные. Они создают на сцене определенный камертон, вокруг которого отстраивается молодое поколение. И от этого рождается хорошее