Артем Анатольевич, как удалось заполучить в Барнаул турнир такого ранга?
Артем Поломошнов: Мы два года боролись за это право. Честно скажу, были некоторые сомнения в собственных силах: потянем ли по финансам, поддержат ли нас краевые власти? Раньше, если какой-то город подавал заявку, то почти гарантированно получал "добро". А сейчас интерес к шахматам растет, и мы столкнулись с конкуренцией. Заявку подало Царское Село. А поскольку есть программа "Шахматы в музеях", то нам конкурировать было сложно. Из музеев мы могли предложить только Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Правда, в последний момент организаторы чемпионата все-таки сделали выбор в пользу краевого театра драмы имени В.М. Шукшина. На мой взгляд, решение оказалось удачным. В целом все было непросто. Очень благодарен правительству Алтайского края и сенатору Совета Федерации Наталье Кувшиновой, которые нам сильно помогли в организационном плане.
В дни Суперфиналов что оказалось самым сложным?
Артем Поломошнов: Проблемы были ожидаемыми. Мастера высокого уровня привыкли к повышенному вниманию. Любой нюанс, который у обычного спортсмена не вызовет вопросов, здесь требовал немедленного решения. Допустим, кому-то стало нехорошо в гостиничном номере: "Вызовите мне врача!". Хотя, на мой взгляд, проще было спуститься на ресепшн и тебе его оттуда вызовут. Но нет - решение выходит на уровень директора турнира и неважно, в какое время суток. Или кто-то гулял по городу и попал под дождь: "Заберите меня - я пешком теперь не пойду". Приходилось заводить машину и ехать. Что поделаешь - звезды в большинстве своем капризны. Будь то спорт или искусство.
В советские времена шахматных звезд знала вся страна, сейчас фамилии чемпионов известны только любителям вашей прекрасной игры.
Артем Поломошнов: Дело в медийной раскрутке, заинтересованности государства в пропаганде того или иного вида спорта. Шахматисты СССР доминировали во всем мире, было чем гордиться и было кого раскручивать в СМИ. В наше время российские шахматы на ведущих ролях, но уже нет доминирования. Есть Китай, Индия, бурно прогрессируют шахматы в Узбекистане. Россия в 2022 году перешла в Азиатскую федерацию шахмат, что осложнило нам борьбу за лидерство - конкуренция здесь выше. Это в Европе у нас не было мощных соперников. В Азии тяжелее.
Как бы вы прокомментировали итоги Суперфиналов?
Артем Поломошнов: В Барнауле собрался очень сильный состав, и заранее что-то предсказать было очень сложно. У женщин вообще никто не ожидал, что второе место займет Дарья Чарочкина. Любая шахматистка из двенадцати участниц могла обыграть любую. Екатерина Лагно, ставшая чемпионкой, в последнем туре с огромным трудом свела вничью уже почти проигранную партию.
Как говорят в таких случаях, чудом отскочила...
Артем Поломошнов: Гроссмейстер Александр Грищук, одержавший немало побед на международном и российском уровне, вообще не попал в пятерку сильнейших и не поедет в следующем году на Кубок мира. У мужчин начинает доминировать молодежь. Владислав Артемьев, которому 26 лет, стал чемпионом второй год подряд. Второе место занял 22-летний Андрей Есипенко. Бронзовому призеру Даниилу Дубову 28 лет. Более возрастным Грищуку (40 лет), Павлу Понкратову (36), Евгению Наеру (47) при таком напряженном графике игр - 11 матчей с одним выходным днем - возможно, просто не хватило физических сил. Шахматисты честно признавались, что очень устали. А Влад Артемьев отметил, что чемпионский титул защищать было очень сложно - нынешний турнир по составу превосходил прошлогодний. Все это сыграло на руку любителям шахмат, в том числе в Алтайском крае. Рядом со ступеньками театра драмы был разбит шатер, где можно было посмотреть Интернет-трансляции каждого тура, послушать квалифицированные комментарии специалистов, обменяться мнениями.
В последний день турнира у мужчин случился тай-брейк между Артемьевым и Есипенко.
Артем Поломошнов: Честно говоря, мне было жаль Андрея Есипенко. В последнем туре Артемьев с Дубовым через 40 минут после начала партии согласились на ничью. И Влад отдыхал, пока Андрей, игравший черными, пытался вырвать победу у Артема Тимофеева. Артем явно играл на ничью и устоял под натиском. Перед двумя партиями на тай-брейке Есипенко имел всего полтора часа на отдых. К тому же тай-брейк играется с укороченным контролем времени, а Владислав Артемьев любит и умеет играть очень быстро - на мировом уровне он один из лучших. При этом в первой партии Влад, играя черными, получил тяжелую позицию, в которой, как мне показалось, мог рассчитывать максимум на ничью. В какой-то момент я отвлекся на оргвопросы, а когда вернулся, то очень сильно удивился - Артемьеву удалось победить, воспользовавшись грубой ошибкой соперника. А дальше - психология. Андрей, упустив победу, расстроился, и по второй партии все стало ясно заранее: Есипенко, играя черными, не сможет сравнять счет.
У женщин вообще мог случиться тройной тай-брейк, если бы Екатерина Лагно в последнем туре уступила Екатерине Гольцевой. Тогда бы у трех шахматисток было равное количество очков и играли бы женщины до полуночи. Спортивная часть последнего игрового дня закончилась в 21.40. В 22.30 мы провели торжественное закрытие.
По вашей оценке, сколько человек в крае регулярно занимается шахматами?
Артем Поломошнов: Сложный вопрос - смотря, по каким критериям считать. Если брать в расчет электронную регистрацию в ФШР, то около 4,5 тысяч человек. Это те люди, кто хотя бы раз сыграл в шахматном турнире и попал под обсчет рейтинга. Но у нас на периферии есть немало соревнований, которые проводятся без обсчета. И, по моей оценке, шахматами в крае занимаются порядка 12-13 тысяч человек. Эта цифра наиболее объективна.
Среди этих людей немало школьников. Вы довольны тем, как в крае развивается программа "Шахматы в школах"?
Артем Поломошнов: Она работает в 316 школах, расположенных в 63 муниципалитетах. По сути, мы зашли с этой программой почти в половину школ края. Жаль, что работает она в разных формах: где-то это "внеурочка", где-то кружок, а в нескольких школах все оборудование, которое мы предоставили, пылится на полках. В ряде сельских районов мы открывали шахматные клубы. Радует, как развиваются шахматы в Тальменском, Ребрихинском, Мамонтовском, Троицком, Целинном, Славгородском, Немецком, Советском районах. Илья Пурыга из деревни Озерки Тальменского района выиграл в своей возрастной группе первенство России среди учащихся сельской местности. Массовость дает результат - такие звездочки, как Пурыга, появляются и в других селах. А вот в Рубцовске, где были богатые шахматные традиции, мы дважды пытались открыть свой филиал, но пока ничего не получается.
Раскрою небольшой секрет. Недавно мы договорились с Фондом Тимченко о проведении в октябре десятидневной сессии гроссмейстерской школы для детей из малых населенных пунктов. Проведем ее на базе одного из барнаульских санаториев. Уже есть договоренность с гроссмейстером Павлом Малетиным. На сессии, в подготовке которой принимает участие менеджер гроссмейстера Яна Непомнящего, будет работать профессиональный психолог из краевого училища олимпийского резерва.
Владислав Артемьев, теперь уже двукратный чемпион России, проживает в Казани с 2018 года. Но родился и начал играть в шахматы в Омске. Первым тренером Влада был Владимир Александрович Индриков, в прошлом один из сильнейших омских шахматистов.
- Кстати, в юном возрасте Влад несколько раз приезжал на Алтай для участия в различных турнирах, первый раз в 14-летнем возрасте, - вспоминает Артем Поломошнов. - Был он и на наших гроссмейстерских школах. Влад всегда с теплом отзывается о Барнауле.
Общий призовой фонд Суперфинала составил 11 миллионов рублей. Победив в Барнауле, чемпион с сибирскими корнями заработал 1,1 миллиона рублей. У женщин главный приз достался москвичке Екатерине Лагно - 700 тысяч.