В Курганской области вымирают деревни, к которым не строят и не чинят дороги

Чтобы уничтожить деревню, достаточно не строить и не ремонтировать дорогу. Люди сами разбегутся. Как, например, в деревне Кузнецово Щучанского округа, в которой осталось 28 постоянных жителей. В прошлом году в соседнее село Чумляк перебралась семья Леготиных, воспитывающая шестерых детей.
В Кузнецово осталось 28 жителей и всего трое детей в одной семье.
В Кузнецово осталось 28 жителей и всего трое детей в одной семье. / Валентина Пичурина/РГ

- Конечно, тяжело оставлять дом, большой огород, - призналась многодетная мама Елена. - Но разве это жизнь, когда даже скорая добраться не может? Весной и осенью дорогу размывают дожди, зимой заносит снегом. Детей в школу не возят, они все время на дистанте.

Сейчас в Кузнецово двое школьников, оба в семье Лосич. Так как связь плохая, ребятам постоянно приходится наверстывать пропущенный материал.

Кузнецово находится в девяти километрах от села Чумляк по старому Сибирскому тракту. Добраться до деревни непросто. Указателя на повороте нет, можно легко проскочить мимо и попасть к соседям в Петрушино. От поворота дорога, как испытательный полигон, вся в ямах да колдобинах. Но настоящий аттракцион для экстремалов начинается где-то за три километра до населенного пункта. Примерно на середине пути - крутой спуск с бугра. После дождя он становится скользким, как мыло. По глубоким следам от колес на засохшей грязи видно, как машины сползали юзом. Жители вспоминают: весной в позапрошлом году в одном из домов взорвался газовый баллон. Ни одна из экстренных служб вовремя не смогла доехать. Пожарная машина с горы спустилась, а обратно - никак. А скорую с пострадавшим обгоревшим мужчиной вообще пришлось выводить лесами да полями. Потом местному проводнику, говорят, за это даже грамоту дали.

Деревня стоит у реки Миасс. Апрельское наводнение пережила благополучно, а в начале августа паводок ее догнал. Из-за обильных дождей и увеличившихся сбросов с Шершневского водохранилища в Челябинской области Миасс разлился. У Галины Ботовой под воду ушел огород.

- Сын Антон волнуется, как мы без картошки, - рассказывает Галина. - Он сейчас лежит в госпитале после ранения под Часовым Яром.

У Ботовых пятеро детей - двое родных, трое приемных. Два парня - участники СВО. Кстати, 1 сентября раненый Антон устроил для детей праздник во дворе, где живет его дочь Катя: перечислил деньги из своих боевых. А картошку Ботовы частично все-таки успели выкопать, стоя по колено в воде. Правда, удастся ли ее сохранить, еще вопрос. Больше люди волнуются из-за колодца и родника, которые поили всю деревню. Их тоже затопило. Когда паводок спал, из колодца вытащили ондатру и теперь боятся пользоваться источником. Родник в полутора километрах от деревни, к нему пока не подъехать - дорога не высохла. Все это время воду доставлял директор Восточного территориального отдела управления по развитию территорий Щучанского округа Андрей Вяткин. Но скоро, говорят, подвоз прекратится.

Кстати, директора мы встретили, когда ехали в Кузнецово, а он возвращался оттуда. Рассказал, что привез 280 литров из Чумляцкого водопровода - по десять литров на каждого (по СанПиНам полагается пять литров в сутки на человека). Правда, его служебная "семерка" такой груз за раз не потянет, поэтому попросил у коллеги из Южного теротдела "буханку", как называют УАЗ. По словам Вяткина, если бы дорога была в нормальном состоянии, ему не пришлось бы работать водовозом - люди сами бы ездили в Чумляк, пока родник не восстановится. Но местная власть, пояснил он, за эту трассу не отвечает и в деятельность заказчика и подрядчика не вправе вмешиваться. Все, что они могут, - обратиться с просьбой отремонтировать участок. Но народ все равно спрашивает с них.

Жители и сами пишут куда только можно. При этом не просят заасфальтировать (асфальта здесь отродясь не бывало), а только пройтись грейдером. Ответы приходят одинаковые. Вот, к примеру, из управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций: "На основании полученной информации по вопросу ремонта автодороги общего пользования межмуниципального значения Чумляк-Кузнецово сообщаем: в рамках госконтракта на содержание автомобильных дорог подрядной организацией АО "Варгашинское ДРСП" в срок до 01.09. 2024 г. будет выполнено профилирование грунтового покрытия с досыпкой материалами". Однако не заметно, чтобы кто-то ровнял полотно.

Люди понимают: никто особо вкладываться в их деревню не будет, поскольку неперспективная. Когда-то в Кузнецово были большая ферма, полевая бригада. Сейчас бывшие работники постарели, обзавелись болячками и никому не интересны. Нет даже хлебного ларька. Из-за плохой дороги никто из предпринимателей не хочет открывать торговую точку. Жители выручают друг друга: если кто-то едет в Чумляк или город, заказывают продукты. Один из районных чиновников, по словам местных, прямо заявил: уйдут старики и населенный пункт сам по себе исчезнет. Но они пока живы.

- Когда возле Щучья строили завод по уничтожению химоружия (УХО), обещали, что нас расселят, - вспоминает Галина Деева. - А потом, видно, передумали. Теперь понятно почему.

Как уточнила бывший руководитель щучанского информационного центра "Зеленый Крест" Галина Вепрева, отселить предполагалось только в проекте закона об УХО, в конечный вариант этот пункт, как и бесплатное лечение граждан до 18 лет, проживающих в зоне защитных мероприятий, куда попала деревня, не вошел. Кстати, по программе УХО построили деревянный мост через реку Чумляк. В случае ЧС на объекте УХО из Кузнецово пришлось бы эвакуировать по нему население и животных. Недавно на путепроводе покрасили перила. Издалека он выглядит как новый. Но стоит подъехать поближе, как вся "косметика" блекнет. Сооружение держится на деревянных столбах, больше похожих на подпорки: того и гляди рухнут. Мост не рассчитан на большегрузный транспорт. Да и легковушки чувствуют себя не очень спокойно: предпочитают двигаться по плотинке, сооруженной агропредприятием для своей техники. Каждую весну плотинку топит. Местные власти не считают мост аварийным.

Между тем деревня Кузнецово не единственная, куда не попасть в непогоду. В июле "РГ" писала про село Белоярское того же Щучанского округа, где люди тоже больше шести лет добиваются капитального ремонта дороги. За это время село заметно поредело.

Комментарий

Илья Горфинкель, заместитель директора Центра общественных связей Уральского института управления - филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук:

- Проблема неперспективных деревень возникла в 1960-е годы, когда число городских жителей в Советском Союзе превысило половину общей численности населения. В то время наблюдался мощный отток селян в города, и в середине 1970-х возникла концепция так называемых неперспективных деревень. Предлагалось разделить все поселения на те, где имеет смысл содержать социальную инфраструктуру, и которые целесообразнее расселить. Но проект оказался не слишком удачным, и в конце концов от самого термина "неперспективная деревня" отказались. К тому же общественное несогласие с концепцией было довольно значительным.

Тем не менее стихийная депопуляция деревень идет и будет продолжаться. Одна из ее причин - экономическая и технологическая революция в сельском хозяйстве, которая шла последние 25-30 лет. Сейчас это одна из самых успешных отраслей. Однако есть и обратная сторона этого успеха - потребность в работниках, занятых сельскохозяйственным трудом, резко снижается. Отсюда и сокращение населения в селах. В конце концов мы придем к стандартам развитых стран, где два процента населения кормят остальных жителей. Перспективными остаются населенные пункты, которые входят в крупные агломерации и которые используются в качестве рекреационных территорий. То есть, если деревня расположена на крупном шоссе, недалеко от большого города, она развивается: люди покупают дома, строят планы на будущее. Судя по описанию, жизнь в Кузнецово держалась исключительно благодаря сельскому хозяйству.

Между тем хотел бы четко разграничить: неперспективные деревни существуют, а неперспективных людей быть не должно. Деревня может исчезнуть, а люди никуда не денутся, и обязанность властей - заботиться о них.

А как у соседей?

В Пермском крае жителей труднодоступных (не имеющих в силу природных, техногенных причин постоянной связи с транспортными путями), отдаленных (находящихся на расстоянии более пяти километров от автомобильной дороги с твердым покрытием) и малочисленных населенных пунктов (где фактически проживает не более 100 человек) на добровольной основе переселяют туда, где есть условия для комфортного пребывания. По информации министерства территориального развития края, с 2020-го по 2023 год место жительства сменили 194 семьи (401 человек) из 16 населенных пунктов, в том числе все 120 жителей бывшего поселка лесозаготовителей Лель, расположенного на севере края. На переезд муниципалитетам из краевого бюджета выделили почти 203 миллиона рублей.