Нынешний сезон, по данным туроператоров, удался. Все три летних месяца пляжи Иссык-Куля былы заполнены отдыхающими из стран ближнего зарубежья, Европы, арабских государств, Юго-Восточной Азии и, конечно, России. Гости из Казахстана и Узбекистана приезжали целыми трудовыми коллективами, как в старые добрые времена. Благо на северном побережье озера функционируют пансионаты и дома отдыха, принадлежащие сегодня этим республикам.
По мнению местных экспертов, государство должно взять на себя главную роль в привлечении туристов и создать условия для максимально комфортного и быстрого пересечения ими государственной границы. В прошлом году Кыргызстан посетило свыше восьми миллионов иностранцев. Это было воспринято кабмином как хороший результат, который можно улучшить, чтобы в дальнейшем превратить страну в туристическую Мекку.
Как правило, когда чиновники говорят о необходимости развития индустрии отдыха, они в первую очередь имеют в виду привлечение в страну как можно больше зарубежных гостей. Принято считать, что они и делают погоду в отрасли. Это убеждение бытует до сих пор. Но в последние годы туроператоры стали говорить о необходимости популяризации внутреннего туризма. Обратили внимание на этот скрытый ресурс во время пандемии. Чрезвычайные обстоятельства заставили вспомнить, что, например, в Китае, Южной Корее, Японии отечественные потребители туристических услуг в приоритете. В этих странах начинают открывать детям мир путешествий со знакомства с родными краями. США - богатая страна, однако американцы не считаются заядлыми туристами. А почему? На этот вопрос они отвечают так: " А у нас есть все: пустыни, горы, леса, озера, океаны, джунгли. Надо сначала все это увидеть".
Мы же прежде всего торопимся посмотреть мир. Бывшая наша землячка, переехавшая в Россию, как-то призналась, что полжизни прожила в Бишкеке, а дальше Чолпон-Аты не выезжала. Родилась и училась в Узбекистане, а Самарканд, Бухару, Ургенч, Ташкент видела только по телевизору. Ей все казалось, что это все рядом, близко, доступно. Успеется... Теперь жалеет, что время упущено. А ведь таких, как она, созерцающих красоты родной земли глазами зарубежных путешественников и блогеров, много.
Об использовании внутренних резервов для сохранения отрасли мы поговорили с экспертом Нурланом Джолдошевым, который не понаслышке знает о проблемах республиканского туризма. Он работал консультантом в международных организациях, пробовал себя в предпринимательстве именно в этом секторе экономики. По его словам, туризм сегодня требует переориентации.
- Я говорю о развитии туризма для граждан КР, - поделился своими мыслями Джолдошев. - Мы в последние годы были вдохновлены наплывом туристов из-за рубежа и отодвигали перспективу развития индустрии отдыха для своих граждан на потом. Но пандемия изменила наши планы. Сейчас мы наблюдаем активную деятельность многих отечественных компаний, предлагающих маршруты по всему Кыргызстану. Граждане страны, которые ранее не ездили никуда, кроме озера Иссык-Куль, начали робко, но с энтузиазмом осваивать новые маршруты, открывая для себя замечательные уголки родного края. Кыргызстанцы удивлялись тому, что, оказывается, не так уж мала их маленькая Родина.
Однако стоит заметить, что позволить себе туры по стране может не каждая семья. Большей части наших граждан приходится тратить свои деньги на содержание семьи, учебу детей, продукты питания. Но и при такой финансовой стесненности, по мнению эксперта, кыргызстанцы сейчас стали активнее путешествовать по стране.
Их вниманию предлагаются маршруты в Нарынской, Баткенской, Таласской областях, которые раньше не считались такими туристически привлекательными, как Иссык-Кульский регион. Однако это заблуждение развеяли туроператоры, разработавшие экскурсии по родным местам писателя Чынгыза Айтматова, по тропам, ведущим к малоизвестным горным озерам, от красоты которых захватывает дух.
- Прочный фундамент для развития внутреннего туризма уже заложен, дан мощный импульс этой составляющей рекреационного бизнеса. Турфирмы оперативно перестроились и начали через интернет-каналы "атаковать" наших граждан, призывая их освоить новый вид активного отдыха, - заявили корреспонденту "РГ" в минэкономики.
Хорошо знает проблемы туризма один из старожилов этой отрасли Владимир Комиссаров. Он уверен, что мы должны неустанно работать над ошибками. Ибо слабая сторона нашего туризма - отсутствие качественного и недорогого сервиса во всех ключевых звеньях туристической цепочки начиная от транспорта, отелей и заканчивая придорожными туалетами вдоль трасс. Отдельный вопрос - безопасность гостей, организация и подготовка служб, готовых в любую минуту прийти на помощь человеку, заблудившемуся в горах, в лесу, упавшему в воду.
Предприниматели, занятые в сфере отдыха, не раз заявляли, что для развития, к примеру, набирающего популярность экологического туризма нужны поддержка государства и совместные усилия бизнесменов. В одиночку проблемы не решить.