Участники двусторонней группы, по данным официальных источников, собирались в середине августа в Иссык-Кульской области. Представители обеих стран в целом поддержали идею строительства новой автодороги. Ввод ее в эксплуатацию, как отмечалось, послужит большим толчком для развития регионального туризма и в целом будет иметь положительный социально-экономический эффект как для кыргызстанцев, так и для казахстанцев. Причем речь идет не только о любителях проводить отпуск на пляжах Иссык-Куля, но и жителях сел, через которые пройдет дорога.
Проектируемая трасса, как предполагается, проляжет по маршруту, который почти в два раза короче существующего. Сегодня жители Алматы добираются до Иссык-Куля окружным путем - через Кордай или пункт пропуска у города Токмок. Альтернативный вариант позволит им въезжать на территорию Кыргызстана гораздо ближе к голубой жемчужине - у города Кемин, расположенного у въезда в Боомское ущелье, отделяющее Иссык-Кульскую область от Чуйской.
Альтернативная дорога пройдет в основном по уже существующим участкам. В Казахстане частью трассы станет действующая магистраль от Алматы до горных аулов за перевалом Кастек. В Кыргызстане - дорога непосредственно от города Кемина до курортной столицы Иссык-Кульской области Чолпон-Аты. Эти участки предлагают соединить отрезком протяженностью около 80 километров, который пройдет в основном по горной местности на территории РК.
Одновременно с этим проектом стороны при участии Азиатского банка развития (АБР) обсуждали еще два возможных маршрута. Так называемый "восточный", который бы связал Алматы и Чолпон-Ату через населенные пункты Тургень (Казахстан) и Ананьево (Кыргызстан), а также "прямой" - самый короткий, но и самый трудный в исполнении, потому что строителям потребовалось бы пробивать многокилометровые тоннели в высокогорье. Но от обоих отказались в пользу "западного", поскольку он потребует меньших вливаний.
Предварительная стоимость строительства магистрали составляет около 100 миллионов долларов. Но эту сумму, скорее всего, следует рассматривать как минимальную. Сколько конкретно потребуется средств на строительство альтернативной трассы, выяснится при подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО). Сам проект, кстати, стороны намерены реализовать по модели ГЧП - государственно-частного партнерства. Дорогу эту хотят сделать платной.
К детальной разработке ТЭО приступят, как только проект получит принципиальное добро межправсовета. Но примет ли он такое решение, пока не ясно. Тем более что идея строительства альтернативной трассы между Алматы и Иссык-Кулем в том или ином виде обсуждается не менее двух десятков лет.