В ГД внесен проект об обязательной езде чиновников на общественном транспорте

Руководителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также депутатов всех уровней предлагают обязать использовать общественный транспорт для прибытия на рабочее место. О внесении законопроекта на эту тему сообщили во фракции "Новые люди".
Частичный отказ от автомобилей поможет представителям власти лучше понять проблемы общественного транспорта у них в регионе.
Частичный отказ от автомобилей поможет представителям власти лучше понять проблемы общественного транспорта у них в регионе. / Сергей Куксин

Инициативу подготовил депутат Госдумы Владимир Плякин. Как уточняется, обязательство предлагается распространить не на все поездки. Езда на автобусах, метро и т.п. должна быть обязательной в течение двух рабочих дней каждую неделю.

Согласно законопроекту, конкретные даты и порядок проведения "Дней без автомобиля" устанавливаются правительством РФ - для федеральных чиновников. А для высшего должностного лица региона и для региональных чиновников - правовыми актами конкретного региона. Для муниципальных чиновников решение по датам будет найдено на уровне муниципалитета.

"Введение обязанности для руководителей государственных и муниципальных органов власти всех уровней пользоваться общественным транспортом в течение двух рабочих дней каждую неделю поможет должностным лицам лучше понять проблемы общественного транспорта в их регионе и повысит доверие граждан к представителям власти", - отметил автор.

Он привел статистику о высокой степени износа общественного транспорта - например, для междугороднего сообщения она составляет 63,8%, для городских троллейбусов - 64%, а для трамваев - 60,8% в среднем по России. В отдельных городах, указал депутат, показатели еще выше: в Самаре износ автобусов составляет 69%; трамваев и троллейбусов - более 75%. В Новосибирске трамваи изношены на 80% , троллейбусы - на 78,3%, автобусы - на 76,6%.

Плякин, кроме того, считает, что пример чиновников по массовому использованию общественного транспорта может побудить больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что также будет способствовать уменьшению загруженности дорог и улучшению экологической обстановки в городах.

Министрам, губернаторам, депутатам предлагается два раза в неделю добираться на работу своим ходом

Автор привел мировой опыт: в ряде стран мира уже введена обязанность для чиновников периодически пользоваться общественным транспортом. Так, в марте 2024 года в рамках акции "День без автомобиля" в Узбекистане министр транспорта воспользовался автобусом, министр экологии - метро, председатель таможенного комитета - велосипедом, главы минцифры и Центробанка добрались до работы пешком. А мэр Бишкека в мае запретил муниципальным служащим ездить на автомобилях по вторникам и четвергам.

Как вам это?

Алексей Цивилев, глава комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры:

- Хорошая инициатива! Полезная для того, чтобы те, кто принимает решения, поняли то, как живут простые люди, ради которых они работают. Я бы только не ограничивался транспортом - питался бы в столовых, ел бы шаверму у метро, обязательно посещал бы социальные учреждения, поликлиники - но только не "по звонку", а по реальной записи. Тогда картинка будет более полной. Я, например, ездил в автобусе волонтерской организации "Ночлежка", которая кормит бездомных, - это дает совсем другое понимание того, чем живет город "с обратной стороны". А "Новым людям" я бы предложил начать с себя, показать всем пример.

Эрнест Белокоровин, член Общественной палаты Архангельской области:

- Не уверен, что людям нужны такие законы. Ведь чиновнику автомобиль требуется для работы. Получается, два раза в неделю он не сможет оперативно выехать на требующие внимания объекты. К тому же непонятно, как закон сможет изменить работу общественного транспорта, кто и как будет контролировать исполнение этих нововведений.

Подготовили Владислав Краев, Татьяна Сухановская