Школы России и Беларуси объединяют подходы к обучению
В едином пространстве
Первопроходцами и учредителями Ассоциации стали две школы, одна - минская, Гимназия №1 им. Франциска Скорины, вторая - российская, Международная школа "Интердом" им. Елены Стасовой в городе Иваново под патронажем Центра международного сотрудничества Минпросвещения России. За три года количество школ, входящих в Ассоциацию, выросло более чем в семь раз, и заявки от новых участников продолжают поступать. Сейчас в Ассоциацию входят 718 школ из разных регионов России и Беларуси, и учатся в них более 480 тысяч школьников.
Системы образования Беларуси и России развиваются во многих вопросах синхронно, говорит руководитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев. "Наша Ассоциация вносит вклад в создание единого образовательного пространства России и Беларуси. Начавшись с совместных проектов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, в 2024 г. деятельность направили и в образовательную плоскость: стартовал проект по методической поддержке педагогов инженерных и "Курчатовских классов", - отмечает он.
Исполняющая обязанности директора школы №2090 г. Москвы Татьяна Жаркова рассказала "СОЮЗу", как деятельность Ассоциации помогает педагогам наглядно показать ученикам, что в соседней стране так же уважают историю, которая во многом общая, знают традиции наших народов, классическую литературу и музыку. "У наших стран общие ценности, и мы воспитываем детей с опорой на многовековые традиции и духовные основы народа", - говорит она. Кстати, родители учеников эту работу поддерживают, понимая, что сотрудничество с зарубежными школами увеличивает образовательные возможности детей.
Наталия Бушная, директор Гимназии №1 имени Франциска Скорины считает очень важным идти по пути сближения образовательных систем наших стран и создавать общее пространство нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Теория и практика
Совместная работа школ России и Беларуси выстроена так, что каждый учитель и школьник найдет для себя что-то интересное и полезное. В этом году горизонты расширяются - откроются два новых направления.
Шестиклассник гимназии № 1 имени Ф. Скорины города Минска Андрей Дунаев мечтает стать нейрохирургом. Выбор не случаен: его родители работают в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. После очередной услышанной истории счастливого спасения мальчик всерьез загорелся медициной.
- Сейчас активно занимаюсь математикой. Она лучше всего прокачивает логическое мышление - основу врачебной практики, - Андрей рассуждает не по годам здраво. Он стал одним из участников проекта "Сила ума: Союз математиков". Свои способности смог показать вместе с командой единомышленников. Интеллектуальные состязания прошли между школьниками двух стран. А накануне соревнований Ассоциация школ России и Беларуси проводила обучение учителей математики. Программу прошли 118 учителей, среди них 43 белорусских педагога. И это лишь один из проектов объединения.
Планы на будущее
Сейчас в Ассоциации около 500 российских школ и 250 - белорусских. У нас, отмечу, представлены все регионы, причем в союз входят как сельские школы, так и городские, говорит Наталия Бушная.
Деятельность Ассоциации построена таким образом, чтобы каждый учитель и школьник нашел нишу для развития. Работают шесть направлений. Три из них - "патриотическое воспитание", "духовно-нравственное воспитание", "педагогические классы" - курирует белорусская сторона. Еще три - "шахматное образование", "математическая грамотность", "образование через культуру" - развивают российские коллеги.
- Чтобы идти в ногу со временем, принято решение открыть в ассоциации еще два направления, - отмечает Наталия Бушная. - В наших странах открываются классы профессиональной направленности. Сегодня нам нужны инженеры. Поэтому в ассоциации создана секция инженерных и Курчатовских классов.
Одним из важнейших принципов, на которых строится школьное образование, - доступность. Поэтому важное направление - коррекционная педагогика. Оно ориентировано на поддержку детей с особенностями в развитии. Таких ребят, к сожалению, из года в год становится больше. Чтобы ответить на этот вызов времени, мы запустили в ассоциации направление коррекционной педагогики.
Примечательно, что каждая школа может предложить свою идею в рамках направлений. Поэтому интересных совместных проектов действительно много. Например, дети уже с воодушевлением снимали в школьных музеях, готовясь стать хранителями истории на "Фестивале школьных музеев"; с энтузиазмом соревновались с международными шахматными гроссмейстерами; запускали онлайн-выставку видеороликов "Марафон Победы". Не остаются без внимания и учителя. Для них организованы педагогические чтения, круглые столы, диалоговые площадки, мероприятия по повышению квалификации. Ассоциация ведет многие и онлайн, и очно. Формы работы разнообразны. Проводятся встречи военно-исторических клубов, круглые столы, прошли мастер-классы на Всемирном фестивале молодежи в "Сириусе" и многое другое.
Еще яркий пример: Ассоциация провела онлайн-акцию "Споем "Катюшу" вместе!". Любимую песню многих поколений исполнили 150 000 педагогов и учащихся из 200 школ стран мира. Многие проекты в целом посвящены сохранению исторической памяти о Великой Отечественной. Например, победители конкурса сочинений "Памяти Ленинградской блокады" посетили Петербург. Более 3000 школьников Союзного государства участвовали в открытом онлайн-уроке "80 лет со дня освобождения Беларуси".
Кстати, одно из таких мероприятий вдохновило учащегося 9-го класса гимназии № 1 Ивана Булановича взяться за изучение истории. На этот учебный год запланировано не менее 30 крупных встреч, а значит, у каждого участника будут рождаться свои инсайты.
Совместных проектов действительно много.
Ассоциация активно привлекает школьников в проекты, которые помогают узнать культуру и традиции наших стран. Это, например, конкурс "Сегодня в нашем доме праздник", праздники "Пасхальный бал", "Веселая масленица", гимназический конкурс "Святыни малой Родины", мероприятия, посвященные русскому и белорусскому языкам, Дню единения народов России и Беларуси. А еще фестивали от робототехники до школьных СМИ.
Чему еще хотите научиться?
Ирина Мулярчик, оперная певица, С.-Петербург:
- Бизнес-управлению, дайвингу, психологии... Интересно получить знания спортивного тренера!
Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси:
- Хотел бы научиться управлять самолетом. Люблю высоту, скорость, люблю летать. Ведь это новые впечатления, адреналин. И еще было бы неплохо научиться управлять батискафом.
Сергей Поляков, директор Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова:
- В моих ближайших планах научиться правильно плавать кролем. Хочу выстроить правильное дыхание, чтобы грамотно освоить этот стиль.
Владимир Мозго, писатель, лауреат Национальной литературной премии Беларуси:
- Мечтаю научиться читать мысли детей. Мне бы это помогло находить интересные сюжеты.
Подготовили М. Осипов, С. Исаенок, Е. Басикирская, Е. Пряхина.