Как развивается благотворительность в России

5 сентября отмечается Международный день благотворительности. Мы попытались разобраться, как в наши дни чувствуют себя крупнейшие благотворительные организации.

В России зарегистрировано около 9000 благотворительных фондов, частных и корпоративных, но по-настоящему крупных не так уж много - можно сказать, что несколько сотен.

Благотворительность в России уходит своими корнями в XIX век. К его концу общее число таких организаций достигло 14 тысяч, охватывая преимущественно европейскую часть страны. Со временем некоторые из них вошли в состав Императорского Человеколюбивого общества. Важно отметить, что помощь нуждающимся оказывали не только состоятельные люди: купцы, промышленники или чиновники. Крестьянские общества, появившиеся после отмены крепостного права, также вносили свой вклад, помогая детским приютам продуктами и посильными денежными средствами. Таким образом, благотворительность в России была и остается национальной идеей, объединяющей людей всех сословий.

Во многом это актуально и сегодня. На это указывает, например, опубликованный в марте 2024 года "Рейтинг корпоративных и частных благотворительных НКО по уровню партнерского потенциала (2024 год)", составленный агентством RAEX. Топ-10 данного рейтинга занимают благотворительные фонды Владимира Потанина, Елены и Геннадия Тимченко, а также - "Искусство, наука, спорт", "Детский мир", "Вклад в будущее", БФСЗ "Милосердие", БО Фонд "ЦСП", БФ "Металлург", БФ "Почет" и БФ "Сафмар".

Фонд Потанина, занявший в рейтинге первое место, привлек инвестиций на сумму 2,48 млрд рублей, а объем профинансированных средств составил 1,76 млрд рублей. При этом он опередил, например, БФ "Сафмар", который привлек 2,53 млрд рублей и профинансировал 2,69 млрд рублей, - оказался впереди из-за более высоких позиций по таким критериям оценки, как прозрачность деятельности (9 и 42 места соответственно), уровень признания обществом и активность в социальных сетях и СМИ (2 и 20 места соответственно).

Если говорить про фандрайзинговые благотворительные некоммерческие организации (НКО), то тут топ-10 от RAEX выглядит следующим образом: Фонд "Подари жизнь", БФ "Русфонд", БФ "Вера", Фонд Константина Хабенского, БФ "Дом с маяком", БФ "Арифметика добра", БФ "Старость в радость", БФ "Бэла. Дети-Бабочки", БФ "Второе дыхание" и БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам".

Некоторые компании также активно ведут благотворительную деятельность, но не через собственный благотворительный фонд, а через другие фонды. Например, "Сургутнефтегаз" регулярно сотрудничает с БФ "Забота" (104 место в рейтинге фандрайзинговых благотворительных НКО от RAEX), реализуя через него и совместно с ним различные акции и проекты. При этом собственные расходы компании на благотворительность объективно оценить не удалось, но в январе 2024 года в прессе сообщалось: "за последние 5 лет объем социальных инвестиций ПАО "Сургутнефтегаз" в развитие Ханты-Мансийского автономного округа составил 22,2 млрд рублей". Для сравнения, например, РУСАЛ (преимущественно через корпоративный фонд "Центр социальных программ") направил на благотворительность в 2023 году 3,3 млрд рублей, а расходы на благотворительные и социальные проекты "Норникеля" в 2023 году составили 43,7 млрд рублей.

Существуют отдельные рейтинги и самих компаний. Например, ежегодно проводится конкурс "Лидеры корпоративной благотворительности". По итогам 2023 года из компаний с самым большим количеством наград за благотворительные проекты отметились "Газпромнефть" (три первых места в разных номинациях), ПАО "ГМК "Норильский никель" (одно первое и одно второе место), компания "Металлоинвест" (одно первое и одно второе место), АО "СУЭК" (одно первое и одно второе место), ПАО "Сбербанк" (одно первое и два третьих места) и ПАО "Северсталь" (два вторых и одно третье место).

Будущее благотворительной сферы достаточно понятно - у россиян, что называется, в крови помощь близким. Однако технически она может преобразоваться: в последние годы из-за развития технологий с цифровым профилем возможности для оказания помощи возросли в разы - все активнее используются QR-коды, различные приложения, соцсети и т.д. Сфера благотворительных услуг становится прозрачнее. Практически у всех крупных фондов имеется опция: любой, кто внес пожертвование, может увидеть, куда и на что пошли его деньги. Вероятно, в ближайшие годы мы сможем увидеть определенный сдвиг с точки зрения целеполагания. В последние годы был хорошо заметен тренд - люди сами стремятся присоединяться к участию в экологических проектах и оказывать помощь НКО, участвующим в борьбе с изменением климата. Кроме того, скорее всего, будет наблюдаться постепенный отход от адресной помощи в пользу системных благотворительных проектов, которые, в свою очередь, будут поддерживать узкие целевые группы.