Путин призвал ускорить создание пассажирского самолета "Байкал". Что это за самолет?

Новый самолет "Байкал" будет обладать меньшими габаритами и большей скоростью
05.09.2024 / 12:06
ЛМС-901 "Байкал" - легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования на местных воздушных линиях, а также для выполнения широкого спектра авиационных работ. Создается на замену знаменитому "кукурузнику" Ан-2. По сравнению со своим предшественником новый самолет будет обладать меньшими габаритами, большей скоростью и возможностью дольше летать без дозаправки. При этом разработчики обещают: надежность и универсальность никуда не денутся.

"Байкал" - моноплан. Длина - 12,2 м при размахе крыла 16,5 м и высоте 3,7 м. Максимальный взлетный вес - 4,8 тонны. Летно-технические и иные характеристики соответствуют требованиям заказчика или превышают их.

Новый летающий "внедорожник" для малой авиации впервые показали "вживую" на МАКС-2021. Сказать, что интерес к нему был огромный - не сказать ничего. "Используя современные методы весовой, цифровой оптимизации, мы постарались сделать самолет, который можно эксплуатировать с тех же площадок, что и Ан-2. Но при этом "Байкал" имеет крейсерскую скорость в полтора раза выше: вместо 200 - 300 км в час. Материалы все отечественные", - рассказывал тогда журналистам главный конструктор Вадим Демин.

Свой первый полет самолет совершил в январе 2022 года. Ранее называли первый год предполагаемой поставки - 2025. Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, всего в следующем году планируется поставить перевозчикам пять "Байкалов", в 2026-2029 годах - по 25 машин в год, в 2030 году - 34 машины.

Какие требования предъявляются к "Байкалу"? Основных несколько. То, что машина должна изготавливаться из агрегатов отечественного производства, понятно. Необходима возможность переоборудования самолета для выполнения разных задач. Дальность полета - не менее 1500 км. Самолет должен работать при температурах от -50 C до +55 C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега - 250 м.

С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий "внедорожник" должен работать до 73 северной широты.

Двигатель ВК-800СМ для "Байкала" разработан с нуля. Как поясняют специалисты, в России не было еще турбовального мотора в этом силовом сегменте. Одно из преимуществ нового двигателя - ему не нужен авиационный бензин. Будет работать на керосине и гораздо тише, чем на Ан-2.

Говорят о разных модификациях машины. Так, с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси она очень нужна в удаленных регионах и Арктике. В перспективе возможна беспилотная версия, а также версия с гибридной силовой установкой.

Впрочем, все эти детали - для спецов. А пассажирам интересны размеры салона, в котором им придется лететь. Так вот, его длина 4,9 м, ширина около 1,5 м и высота 1,67 м. Можно прикинуть, насколько будет комфортно. Брать на борт "Байкал" сможет девять человек.

Поделиться