По словам командира ракетной батареи с позывным Нева, РСЗО "Град" БМ-21 - один из главных инструментов поражения украинских националистов. Эффективность реактивных систем залпового огня не раз доказывалась на поле боя. Одна такая установка позволяет в считанные секунды уничтожить опорные пункты, военную технику и живую силу противника.
Объективный контроль не нужен. Один залп накрывает до 14,5 гектара земли. Для сравнения: это 20 футбольных полей или чуть больше, чем территория одного Пентагона. Может бить по врагу с расстояния до 40 километров. И как раз по причине своей высочайшей эффективности и неоспоримой огневой мощи эта боевая машина - одна из самых приоритетных целей для противника. Выезжая на задание, экипаж буквально каждый раз рискует своей жизнью.
Из-за высочайшей эффективности и огневой мощи на "Грады" все время охотятся дроны противника. Поэтому реактивщики на месте долго не задерживаются и свои машины прячут так, что их не видно с воздуха ни днем, ни ночью, добавили в МО.
Командир батареи Нева уже два года на фронте. Ушел добровольцем. До этого был заместителем директора в одной из школ в Санкт-Петербурге. Не смог спокойно смотреть, как украинские войска обстреливают мирные города, и решил пойти добровольцем. Начинал службу рядовым бойцом в ракетном дивизионе.
- Мотивация моего решения пойти добровольно воевать, как и моих подчиненных, заключается в победе над фашизмом, защите мирного населения и сделать так, чтобы нашим детям не пришлось воевать, - поясняет командир и продолжает: - Недавно подбили танк, основная наша задача - не допустить продвижения войск противника на нашу сторону. Если сравнивать с Харьковским направлением, то там противник вел себя более хаотично. Было намного больше вражеских колонн и наемников из Европы, а главное - отсутствие координации и слаженности подразделений. Сейчас намного сложнее. Противник больше и чаще использует разведывательные данные и БПЛА.
Артиллеристы дежурят круглые сутки, чтобы не дать противнику передышки. В 122-миллиметровых стволах "Градов" притаилась страшная сила. Сейчас она молчит, но скоро завоет, запоет и понесется в сторону противника, уничтожая его живую силу и технику. Важную роль в нанесении удара играют точные разведывательные данные. В этом ракетчикам помогают разведчики, так сказать, наземные пилоты БПЛА. Собранные данные оперативно передаются в полевые штабы, а оттуда - командирам реактивно-артиллерийских батарей.
Военные трудятся с короткими перерывами на еду и сон. Вида не подают, но заметно, что физически подустали. В каждой установке, так называемом "пакете", 40 снарядов - и "пакет" такой не один. Гордость батареи - армейская баня, без нее никуда. В ней можно попариться, снять физическую усталость. По словам командира, строили ее три месяца и находится она на глубине пяти метров. Как шутят бойцы, здесь баня - это и бомбоубежище, два в одном. Со стройматериалами помог один меценат. Доски привез уже обработанные от гниения и огня.
Посмотреть, как живут бойцы, не получается, командиру дают команду выдвинуться в указанное место и нанести огонь по противнику. Выдвигаемся вместе с ракетчиками из замаскированного укрытия - на огневую позицию. Производится перевод машины из походного положения в боевое. Потом расчет выставляет прицелы и угломеры (их обязательно выравнивают по горизонту), наводит по координатам и по команде открывает огонь. На все действия по подготовке машины к ведению огня уходит не более 10 минут. Как только расчет расстрелял весь боекомплект, быстро покидаем позицию, чтобы не попасть под ответный огонь противника.
После выполнения боевой задачи расчет РСЗО перемещается на перезаряжание своего "Града" (проходит это в запасных районах), после чего выдвигается на новые огневые позиции для нанесения последующих ударов по вновь выявленным целям.
По словам командира боевой машины с позывным Перец, работать приходится сутками, даже больше - день, ночь. Врага нужно гнать с нашей территории. Из-за большого количества дронов у противника приходится самим дорабатывать армейские машины на фронте. Последняя наша разработка: сверху на машину уложили бревна и обработали их специальным составом, который позволяет защищаться от тепловизоров противника, установленных на БПЛА.