Из далекой истории. Князь Николай Григорьевич Шаховской, переехав из села Юсупово Нижегородской губернии на постоянное жительство в Нижний Новгород и перевезя в город труппу и имущество своего крепостного театра, открыл в 1798 году публичный театр, а его крепостные актеры сыграли в нем первый спектакль по комедии Д.И. Фонвизина "Выбор гувернера".
Россия может гордиться роскошными зданиями академических театров. Нижегородский - не исключение. Построен он по проекту главного архитектора императорских театров академика В.А. Шрётера. Расположен на знаменитой пешеходной улице - Большой Покровской.
Интересный факт: в 1894 году был заложен первый камень в фундамент будущего здания театра, а 14 мая 1896 года состоялось торжественное открытие нового театра парадным спектаклем - оперой М.И. Глинки "Жизнь за царя" с участием молодого певца Федора Шаляпина.
Борис Петрович, а когда Нижегородский театр драмы стал вашим родным домом?
Борис Кайнов: В 1982 году. В театре служу 42 года, 21 из них - директором. Начал с главного администратора, когда еще учился в Горьковском театральном училище. У меня уже была семья, ребенок. Я был самым старшим на курсе, и меня все звали "папой".
У вас нет худрука и главного режиссера. Чисто директорский театр?
Борис Кайнов: Да. А также театр-лаборатория. Мы с удовольствием приглашаем близких нам по духу режиссеров. Это хорошая школа, тренинг для актеров. Каждый режиссер работает по-своему, артисты должны быть в хорошей форме.
Вот снова пригласили Аллу Решетникову, режиссера Московского Губернского театра, выпустившую в нашем театре восемь спектаклей, - теперь на постановку мюзикла. Труппа наша поющая, танцующая.
У нас есть режиссерская обойма, некоторые работают с нами уже не одно десятилетие. Появляются новые имена.Все интересные. То есть ставят и молодые режиссеры, и опытные, с большим стажем. У них есть свой "портфель желаний", у нас тоже есть свой…
В репертуаре 40 названий, за каждым спектаклем закреплен главный исполнитель, который следит за его состоянием, за художественной частью. Производит вводы, если это необходимо. Поэтому нет большой необходимости держать в штате главного режиссера. Обстановка в театре доверительная, коллектив дружный, все заняты работой, некогда сидеть в гримерке и перемывать косточки своим коллегам.
Как часто бывает в театральном мире? Если у главного режиссера жена - актриса, то женская половина труппы отдыхает… Наши актрисы все заняты. Нет деления, как во многих театрах, на мастодонтов и "простых артистов".
Вообще, если посмотреть на историю нашего театра, здесь долго не задерживались главные режиссеры. Я застал времена, в 1980-е, когда работали восемь народных и 17 заслуженных артистов. Труппа была сильная, самодостаточная. Не устраивавший коллектив режиссер покидал театр. Долгие годы вообще не было главрежа, работал директорский театр.
Какой режиссер близок по духу вашему театру?
Борис Кайнов: Тот, кто не станет переворачивать с ног на голову драматургию, которую он не писал, уважительно относится к актерам и авторам - Чехову, Островскому, Булгакову… Сейчас все сложнее и сложнее находить таких режиссеров на просторах России. Многие уже забыли (или не знают), что такое русский психологический репертуарный театр. А мы стараемся сохранить именно тот театр, который нам достался в наследство от наших предков.
Очень часто режиссуру в театральных вузах преподают не режиссеры, а актеры. И руководителями театров часто назначают актеров. И мы видим потом результаты…
Кстати, из 40 названий 80 процентов наших спектаклей - классика. Моих коллег в разных городах это порой удивляет: "Петрович, как ты выживаешь?"
А что со стоимостью билетов? Доступные для нижегородцев цены?
Борис Кайнов: Самый дорогой спектакль - премьерный, и билет на него стоит тысячу рублей. Мы все-таки стараемся выполнять наказ Станиславского и Немировича-Данченко: театр должен быть общедоступным… Можно посмотреть спектакли для взрослых по льготным ценам. Показываем их в выходные дни в дневное время. Пенсионеры, малообеспеченные могут рассчитывать на скидки.
И как выживаете?
Борис Кайнов: Я считаю, что зрителей надо воспитывать на классическом материале. Держать марку. Заполняемость у нас хорошая. Уже покупают билеты на октябрь, ноябрь. Работаем шесть дней в неделю. Выходной - понедельник.
Есть три кассовых спектакля "для поддержки штанов". Но и это приличный репертуар.
Хорошо ходят по "Пушкинской карте" - именно на классику. К слову, я заметил, что за последние годы среди зрителей стало больше молодежи.
Школьники?
Борис Кайнов: Молодые люди, приходят парами. Я не сторонник массовых школьных походов. Это убийство спектакля. Был горький опыт…
Итак, новый сезон. Планы?
Борис Кайнов: Планов громадье, как сказал поэт.
Открылись мы 3 сентября недавней премьерой - "Зойкина квартира" по Булгакову. Выпустил ее в апреле Александр Марин, режиссер, актер, педагог. Он из "Табакерки", ученик Олега Табакова. Человек нашей "группы крови".
Эту пьесу ставил в нашем театре Анатолий Васильевич Иванов, она шла почти 20 лет. Я предложил режиссеру Марину вновь поставить "Зойкину квартиру". Это абсолютно другое прочтение. Новая версия. Все другое: сценография, костюмы, концепция, режиссер, который сделал собственную, с пиететом к источнику, очень интересную сценическую редакцию пьесы.
Режиссер Николай Дручек, который уже ставил у нас несколько лет назад "Вешние воды" Тургенева, репетирует "Вдовий пароход" по одноименной повести Ирины Грековой. Материал интересный, на военную тему. Это спектакль-память и слова благодарности старшему поколению, нашим родным, которых, к сожалению, уже нет с нами. Премьеру наметили на 11 октября.
Возьмем в работу пьесу Льва Толстого "Живой труп". Впервые с нашими актерами будет работать Наталья Ковалева, режиссер Вахтанговского театра, педагог Щукинского училища.
Следующая работа - снова режиссер Александр Марин, 2025 год. Материал пока обговариваем.
Режиссер Алла Решетникова приступит к работе в декабре. Она готовит либретто, ее сын Павел Амбарнов пишет музыку.
Впервые выпустите мюзикл?
Борис Кайнов: Да. У нас долго шли два великолепных музыкальных спектакля - "Хелло, Долли!" и "О, Мирандолина". Их ставил Василий Богомазов, очередной режиссер нашего театра, ныне покойный. "Чистый" мюзикл не очень принимается зрителями нашего театра.Посмотрим…
Что еще в планах?
Борис Кайнов: Будем ставить сказку для детей. Около 20 лет идет в нашем театре "Кот в сапогах". Хотелось бы, чтобы новый спектакль тоже нравился и детям, и взрослым. Конечно, процесс поиска постоянен, сейчас обсуждаем с несколькими режиссерами постановки на 2025 год.
Куда собираетесь на гастроли?
Борис Кайнов: Недавно неделю гастролировали в Петербурге, возили в "Балтийский дом" шесть спектаклей - в рамках программы "Большие гастроли". В сентябре отправимся со спектаклем "Дни Турбиных" на фестиваль "Старейшие театры России в Калуге". Затем - в Самару, где часто бываем, повезем спектакль "Господа Головлевы" на V Всероссийский театральный фестиваль "Русская классика. Страницы прозы". Однажды взяли за него сразу шесть статуэток на Театральном фестивале имени Н.Х.Рыбакова в Тамбове.
В апреле 2025 года планируются обменные гастроли нашего театра с Самарским академическим театром драмы им. М. Горького.
Вижу афиши: через несколько дней в вашей драме грядет фестиваль русских зарубежных театров"Театральная осень". Сколько театров приедут?
Борис Кайнов: Семь. Фестиваль посвящен Пушкину. Проводит его Театр-фестиваль "Балтийский дом". Мы помогаем организаторам - принимаем коллективы, предоставляем им площадку. Покажем свой спектакль "Маленькие трагедии" в постановке петербургского режиссера Искандера Сакаева.
А собственный фестиваль у вас есть?
Борис Кайнов: А как же - Горьковский! Российский театральный фестиваль им. М. Горького. Старейший в России. Первый состоялся в 1958 году, к 90-летию со дня рождения Горького. Проходил он по крупным, юбилейным датам. Мы задались целью возродить его. Получили финансовую поддержку. Нумерацию сохранили, а также эмблему. Проводим его раз в два года, в октябре. Следующий - 12-й - будет в 2025 году. Да, содержать фестиваль хлопотно, дело это затратное, но благородное.
К слову
Фестиваль русских зарубежных театров "Театральная осень" пройдет в театре драмы с 20 по 26 сентября.Приедут коллективы из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Татарстана, Беларуси, Южной Осетии. Подробности - тут.