Регионы вводят в школьное питание национальные блюда

Все больше национальных блюд, приготовленных из местных продуктов, вводят в школьное питание регионы страны. Местные, значит, приготовленные из того, что в этих краях "растет и бегает". А значит, эти продукты и есть самые полезные для жителей этой местности, особенно для детей. Правда, обновить рацион школьников получается не всегда и не везде. Почему, разбирались корреспонденты "РГ".
В школьных столовых Югры из оленины готовят отличный гуляш, а компоты здесь из таежных ягод.
В школьных столовых Югры из оленины готовят отличный гуляш, а компоты здесь из таежных ягод. / Татьяна Андреева/РГ

О необходимости введения в меню школ национальных блюд и местных продуктов говорила детский омбудсмен Мария Львова-Белова. Здоровую в прямом смысле идею активно поддерживают и власти на местах. Другое дело, реализовать ее не так просто. Легко сказать, заменить в школьном меню минтая и хека на тайменя и хариуса, а курицу на лосятину или оленину. Во-первых, стоит все это, как правило, дороже, даже если закупается у местных фермеров. И во-вторых, питание предоставляется в соответствии с санитарными правилами, а по ним, например, говядину можно заменить на лосятину только с тех ферм, у которых есть специальные сертификаты. А таких в регионе может и не оказаться.

Так, в рационе школьников Приангарья местные продукты представлены пока довольно скромно: как рассказали "РГ" главы нескольких муниципалитетов, продукцию местных производителей закупают только в том случае, если цена ее ниже, чем у других участников рынка. И понятно, что маленькое фермерское хозяйство едва ли может обойти здесь крупного поставщика. Однако бывают счастливые исключения, когда администрация договаривается с местным производителем о специальной цене - и тогда у школьников на столе появляются домашнее молоко, сливочное масло и настоящее фермерское мясо.

И конечно, по словам родителей и педагогов, они были бы рады появлению в школьном меню блюд местной кухни.

"Все знают, что дети не очень любят суп и макароны, - рассказывает Сэсэг Дамбуева из Усть-Ордынского. - А вот если вместо него предложить буузы (национальное бурятское блюдо. - Авт.), съедят с удовольствием. Потому что это "как в кафе", да и просто вкусно. Понимаю, блюдо не самое дешевое, но ведь мы кормим детей, чтобы они сыты и здоровы были, а не для того, чтобы отчет сдать".

В Иркутске, как рассказал "РГ" Александр Деев, председатель правления Ассоциации "Дикоросы", в школьном меню используется облепиха от местных заготовителей. Из нее готовят морс, а также фирменный соус к блюдам из мяса и птицы.

"Пока это единственная позиция, но мы работаем над тем, чтобы в школьном питании были шире представлены брусника, клюква, черника, - отметил Александр Деев. -Мы были бы рады, если бы в меню появились кедровые орешки в ягодном сиропе. Это вкусно, сытно, полезно".

До нынешнего года говорить о вкусной еде в школах Махачкалы можно было с натяжкой. Хотя есть учебные заведения, где кроме стандартного набора блюд, которые приедаются школьникам, повара готовят и блюда национальной кухни. Директор школы N18 Салим Абдулкадыров рассказал "РГ", что большой популярностью у детей пользуется хинкал и его здесь готовят минимум раз в неделю. Не стоит путать это блюдо с грузинским хинкали. В Грузии это своеобразные пельмени, где фарш с бульоном уложен в виде мешочка со складками. А в Дагестане у каждого народа свои разновидности хинкала, но основные ингредиенты - тесто и мясо, предпочтительно баранина. Первоначально хинкал считался едой пастухов, чабаны резали овцу и варили мясо. Раскатанное тесто большими кусками кидали в бульон - и обед готов. У разных народов Дагестана хинкал готовится по-разному. У аварцев тесто подается крупными кусками. Лакцы лепят маленькие кусочки и подают вместе с бульоном. Причем чем меньше галушки, тем больше ценится мастерство повара. К хинкалу обычно подается кефирный или томатный соус.

"Готовим кроме хинкала еще и плов, другие блюда местной кухни. Хочется, чтобы дети чувствовали себя как дома и шли в столовую с удовольствием", - признался "РГ" директор.

Если вместо супа предложить детям буузы, съедят с удовольствием. Потому что это "как в кафе", да и просто вкусно

В Башкирии еженедельно в школах проводят Дни национальной кухни, когда детям в столовой подают эчпочмаки, вак-беляши и суп куллама (с лапшой), чай на башкирских травах. Реновацию в школьном питании власти республики затеяли еще в 2020 году, тогда было очень много нареканий на качество блюд. Сейчас и родители, и общественники отмечают, что еды в тарелках после завтраков и обедов почти не остается.

"У меня сын учится в седьмом классе, очень доволен новым меню. Дети теперь с удовольствием ходят в столовую", - поделилась мама уфимского школьника Галина Кожевникова.

На Ямале, где самое большое стадо оленей в мире, - больше 800 тысяч животных, где в лесах полно ягод, грибов и орехов, а в реках чистейшей северной рыбы, просто грех не сделать акцент в питании на местных продуктах. Если раньше олениной питались в основном в столовых школ-интернатов, где живут и учатся дети коренных северян, то сейчас в каждой школе округа в рационе учеников есть северные экопродукты. Причем для этого потребовалось даже переобучить поваров. Ведь оленину еще нужно уметь приготовить, чтобы было по-настоящему вкусно.

Сейчас во всех школах Ямала, где учатся без малого 80 тысяч учеников, детям предлагают самые разнообразные варианты блюд. Например, свекольник с олениной и сметаной, бефстроганов из оленины, рыбные котлеты и снеки, уха, десерты с ягодами.

При этом объем потребления продуктов, произведенных в округе,растет. Так, за последние четыре года закупки образовательными организациями мяса оленя увеличились в 1,7 раза, рыбы - вдвое, а дикорастущих ягод - почти втрое.

Комментарий

Сергей Токарев, главный внештатный специалист Минздрава России по медицинской профилактике в УрФО, доктор медицинских наук:

- Питание местными продуктами очень важно для коренных жителей. К ним адаптирован организм, они легче усваиваются. Так, свежие рыба и мясо, причем в больших количествах - важнейшее средство для укрепления здоровья северных народов. Эти продукты крайне необходимы в рационе школьников. Они улучшают работу иммунной, нервной системы, уменьшают воспалительные процессы, снижают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. В экстремальных условиях Арктики местная белковая пища (оленина, рыба из северных рек), а также богатые витаминами ягоды (клюква, морошка, брусника) всегда служили настоящим спасением. Ведь традиционное питание для кочевых народов это не просто набор неких пищевых продуктов, но и неотъемлемый элемент культуры, средство лечения и очень важный фактор адаптации к условиям суровой жизни на Севере. К слову, сегодня почти каждый третий абориген на Ямале продолжает вести кочевой образ жизни, перемещаясь по тундре вместе со стадами оленей. И в их рационе все-таки пока больше местных продуктов. А вот на столах ямальцев, обосновавшихся в поселках и городах, доля завозной, магазинной еды больше, соответственно, увы, выше и заболеваемость. Это доказано в ходе научных исследований. И это наглядный показатель того, насколько в питании необходимы местные продукты.

Подготовила Елена Мационг