Уральские туристы отсудили у МВД 465 тысяч рублей за ошибки в загранпаспортах

Уральские туристы отсудили у МВД больше четырехсот тысяч рублей за ошибки в загранпаспортах, из-за которых сорвался отпуск.

Семья из Озерска мечтала провести новогодние каникулы в Таиланде. Они заранее купили путевку на 11 дней. Упаковав чемоданы, приехали в Екатеринбург в аэропорт Кольцово, откуда выполнялся рейс. На посадке случилось непредвиденное: пограничники готовы были пропустить в самолет только отца семейства, а его жене и ребенку преградили дорогу. Из-за ошибок в загранпаспортах. В отчестве женщины отсутствовала буква "н" - вместо "Ансаровна" было указано "Ансарова", а у ребенка в той строке, где указывается пол, значилась не буква, а символ ">". Причем по этим же загранпаспортам семья уже неоднократно путешествовала по миру - вопросов на контроле никогда не возникало.

Сославшись на постановление правительства №2090 от девятого декабря прошлого года, пограничники изъяли документы. И действительно, представители погранслужбы наделены полномочиями забирать у владельцев паспорта, чтобы сверить данные с государственной системой миграционного и регистрационного учета и другими ведомственными информационными базами. Обескураженным путешественникам пришлось вернуться домой и пожаловаться турагенту, у которого покупали путевку. Так как весь отдых вылился семье в 575 тысяч рублей, туроператор сразу вернул 110 тысяч рублей, остальная сумма уже ушла на билеты и в отель.

Понимая, что в истории с перелетом нет вины компании, туристы обратились с досудебной претензией к МВД по месту жительства, где оформляли загранпаспорт. Там сообщили, что начата служебная проверка, а вопрос о возмещении убытков может быть решен только через суд.

"До 11 декабря прошлого года, пока новое постановление не вступило в законную силу, с такими паспортами, где есть незначительные ошибки, спокойно выпускали из страны. После появления нового документа, регламентирующего деятельность погранслужбы, паспорта стали изымать при обнаружении любых ошибок и опечаток, которые подпадают под указанные в постановлении признаки. У данного постановления была иная цель. Оно издано, чтобы предупреждать незаконное пересечение границы по поддельным документам, но вышло на практике так, что страдают простые граждане, - пояснил правозащитник Игорь Косицын. - Отменять постановление правительство никто не будет, но возможно со временем МВД изживет ошибки в паспортах".

Вот какой была логика в судебном процессе. Выдача загранпаспорта, подчеркивает юрист, это госуслуга, как любая другая она должна быть оказана качественно. Тем более, что туристы ее оплачивают: взрослые шестью тысячами рублей, за документ для детей берут три тысячи. Гражданин должен получить действительно пригодный для использования паспорт. Если услуга оказана некачественно и из-за этого человека не выпустили из страны, это вина госоргана, оказавшего услугу.

Но существует расхожее представление, что турагент, реализовывая путевку, обязан проверить подлинность документов покупателей. Это не имеет никакого юридического обоснования: у продавца нет ни такой надобности, ни полномочий определять, действителен паспорт или нет.

"И еще одно распространенное заблуждение, - замечает Косинцев, - что виноват сам владелец паспорта: почему не тщательно проверил все цифры и буквы, получая документ в госоргане? На самом деле такой подход неверен: невнимательность заказчика документа не освобождает от ответственности за ошибку исполнителя услуги".

Озерский городской суд встал на сторону туристов, установив причинно-следственную связь: семья не смогла воспользоваться путевкой из-за дефектов, допущенных сотрудниками МВД, при оформлении паспортов женщины и ребенка. Суд постановил, что полицейское ведомство должно выплатить несостоявшимся туристам 465 тысяч рублей за путевку и 30 тысяч за моральный вред.

У МВД есть месяц на обжалование решения.