Мировое кино поставлено на паузу. Венеция это фиксирует

Венецианский кинофестиваль объективно отражает анемию, поразившую мировое кино
Венецианский кинофестиваль, совсем как заболоченные каналы Венеции, вопреки пылким ожиданиям течет ровно, без громких всплесков. Больших открытий пока нет, но фестиваль в том не виноват - он всего лишь объективно отражает анемию, уже давно поразившую мировое кино. Оно буксует, и если движется вперед, то лишь в техническом оснащении.
Кадр из фильма "Урожай".
Кадр из фильма "Урожай". / Фото предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваля

Примером обязательного на любом фестивале шокового зрелища стала Babygirl (у нас переименованная в "Плохую девочку") с Николь Кидман в роли преуспевающей генеральной директрисы, которая крутит садомазосекс со стажером много моложе ее (Харрис Дикинсон). Это история о зависимости вынужденного секса от власть имущих, потерявших чувство меры и самоконтроль. Выразительнее всех обозначил свои ощущения от просмотра автор портала Roger Ebert.com: он "почувствовал себя не в своей тарелке" и все надеялся, что стажера "раздавит грузовик", лишив таким образом зрителей дальнейшего счастья все это лицезреть. Голландский режиссер Халина Рейн, известная по суперплотскому комедийному триллеру "Тела, тела, тела", на этот раз оттянулась на эротическом натурализме с участием одной из легендарнейших, но увядающих звезд. "Я должен уважать смелость убеждений режиссера, если когда-нибудь пойму, в чем эти убеждения", - резюмирует критик.

Боевик "Безмолвное братство" австралийского режиссера Джастина Курзеля по документальной повести Кевина Флинна и Гэри Герхардта - история агента ФБР (усатый Джуд Лоу), который в глухой провинции Северо-Запада схлестнулся с преступной группировкой неонацистов, руководимой харизматичным героем Николаса Холта. Фильм не стал событием и ходит в крепких середнячках.

На реальной истории основан и фильм бразильского режиссера Уолтера Саллеса "Я все еще здесь". Его действие протекает в начале 1970-х, когда страной правила военная диктатура. В ухоженный дом архитектора Пайва вламываются суровые люди с оружием и уводят отца большого семейства в неизвестность, откуда он не вернется. И пойдет история поисков пропавшего мужа его женой Юнис, которой попутно придется поддерживать домашний очаг с пятью детьми. Фернанду Торрес в этой роли многие считают верной претенденткой на Кубок Вольпи - фестивальную награду за лучшую роль.

По полюсам разбросал мнения критиков англоязычный фильм "Урожай" талантливой гречанки Афины Рэйчел Цангари - "народный антихоррор", по характеристике The Guardian. Действие происходит в средневековой деревне в Шотландии, где живописные пейзане готовятся к сбору урожая. Но кто-то подпалил конюшню, и жители хватают первых попавшихся забредших в деревню чужаков. Они еще не знают, что владелец земли лорд Кент собирается оставить их всех без работы - на буколику аграрного рая уже наложили свою лапу первые сполохи технического прогресса. The Guardian характеризует фильм как поверхностный и неубедительный в каждом кадре, его персонажи "кажутся скучающими и полусонными". Variety, напротив, считает картину самым изысканным и дорогим проектом Цангари, который "завораживает как полное погружение в другую эпоху и неопределенное место действия". При этом "размытость обстановки намекает на коренные привычки архаичного общества сопротивляться течению времени". Автор портала The Film Verdict трактует картину как аллегорию о том, как быстро модернизация жизни разрушает наши естественные отношения с миром.

"Апрель" грузинского режиссера Деа Кулумбегашвили, чей дебют "Начало" получил три премии в Сан-Себастьяне и привлек к этому имени общий интерес, был показан в один из заключительных дней фестиваля. Что обычно свидетельствует о том, что дирекция делает на него ставку. "Выбрав стиль повествования столь же жесткий и беспощадный, как и ее героиня, акушер-гинеколог, Деа Кулумбегашвили исследует глубину женских страданий и самопожертвования в этом фестивальном фильме, который, как и его протагонист, призван скорее вызывать восхищение, чем любовь", - пишет авторитетный критик Дебора Янг.

До окончания 81-го Венецианского фестиваля остается два дня. Уже в субботу жюри под водительством Изабель Юппер подведет итоги его главного конкурса.