Бизнес России и Китая готов совместно снижать углеродный след

Повестка Восточного экономического форума обогатилась еще одной традицией: сессии, посвященные углеродной нейтральности, проходят по инициативе и при поддержке компании "Удоканская медь".
Росконгресс

Напомним, на ВЭФ-2023 было объявлено, что прилет во Владивосток участников форума из горно-металлургической компании может считаться углеродно-нейтральным за счет первой покупки углеродных единиц. За минувший год "Удоканская медь" присмотрелась и к другим инструментам компенсации выбросов и придала климатической теме международное звучание, организовав на ВЭФ-2024 сессию "Россия и Китай - вместе к углеродной нейтральности к 2060".

"Китай - первая экономика мира по количеству выбросов углеродных газов: каждая третья тонна СО2, которую выбрасывает человечество, - с территории КНР. Россия - четвертая в этом списке, - сообщил генеральный директор Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития Андрей Шаронов. - Обе страны имеют свои национальные политики по снижению выбросов, по их компенсации, и обе публично взяли на себя обязательства к 2060 году стать углеродно-нейтральными. При этом национальные политики в странах отличаются".

Но Китай сделал первые антикарбоновые шаги гораздо раньше России.

"Эту задачу мы поставили 45 лет назад, - напомнил декан-основатель, профессор Школы экономики Ма Иньчу Тяньцзиньского университета Чжан Чжунсян. - Теперь эта задача становится все более достижимой. Большое значение в этом имеют различные технологии и новации, и весомую роль должен играть свободный обмен этими технологиями".

В силу специфики исходного сырья и особенностей производства компания "Удоканская медь" выпускает один из самых низкоуглеродных металлов. Во-первых, в 2/3 технологических решений для сокращения выбросов парниковых газов используется медь - она применяется в устройствах возобновляемой энергетики, электромобилях, системах распределения и хранения энергии. Российская компания производит до 150 тысяч тонн продукции в год, после реализации второй очереди объемы увеличатся до 450 тысяч. И, кстати, крупнейший потребитель меди - Китай.

Во-вторых, "Удоканская медь" сама является эмитентом за счет потребляемой электроэнергии.

"В этом году в Китае возобновляемая генерация победила по объему углеродную", - отметила Юлия Шабала, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным вопросам ООО "Удоканская медь", заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти ООО "УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ".

Ее слова подтвердил Чжан Чжунсян: "В прошлом году уже более 50% энергетических мощностей КНР работали на возобновляемых источниках энергии, а не на угольной генерации. Нужно продолжать эту тенденцию, и здесь требуется сотрудничество между Россией и Китаем".

Сейчас российский сетевой коэффициент выбросов для электроэнергии лучше среднего значения по странам G20 и лучше китайского, благодаря высокой доле гидро-, атомной и газовой генерации, что является определенным конкурентным преимуществом для российских компаний.

"Но у нас, к сожалению, нет собственной генерации из-за отдаленности и высокой сейсмичности района, где мы ведем освоение месторождения, - рассказала Юлия Шабала. - Электроэнергию мы приобретаем и поэтому экспериментировали с покупкой углеродных единиц внутри страны по договору с "РусГидро". Однако особенности нашего территориального расположения приводят к тому, что мы не можем получать эти единицы по СДД круглый год".

В итоге компания присматривается к "зеленым сертификатам", которые в этом году начали работать в электроэнергетике. Тем более что запроса на углеродный след "Удоканской меди" как продукцию нет. В первую очередь его нет на китайском рынке, куда производитель меди экспортирует металл.

Компания "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" - мировой лидер по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ). Эта технология позволяет на 50% снизить углеродный след при выпуске стали.

"У нас есть сырье, мы - мировой лидер по запасам железорудного сырья. Есть собственная технология. Есть доступ к газу и к атомной энергии. У нас практически джекпот для того, чтобы максимально снизить углеродный след для железорудного сырья, - указала Юлия Шабала. - Понятно, что это долгосрочный план. Тем не менее к 2060 году и даже раньше мы рассчитываем стать составной частью глобальной углеродной нейтральности. И где бы ни снижался углеродный след - в России или в Китае, - бенефициарами этого станут граждане всей Земли".

Вместе с тем, по убеждению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, России и Китаю нужно внимательно следить за глобальными трендами климатической политики, чтобы не допускать ущерба для своих экономик и вносить решающий вклад в формирование рациональной глобальной климатической повестки.

"Российский бизнес активно участвует в снижении эмиссии парниковых газов, - подчеркнул он. - Мы тестируем различные подходы к климатическому регулированию и будем развивать наиболее оптимальные из них. Будем изучать опыт других стран и прежде всего Китая, потому что КНР уделяет особое внимание климатическому регулированию и, безусловно, стала лидером в этом процессе, несмотря на свое первое место по выбросам".