К пьесам Николая Эрдмана (а их всего ничего) театры в последнее время обращаются наперебой - словно соревнуясь: кто лучше поставит. Премьеры и "Мандата", и "Самоубийцы" идут сегодня сразу на нескольких столичных сценах, но у Художественного театра есть свой повод вспомнить об этом материале.
А история, по воспоминаниям очевидцев, была такой. Когда в 1931 году Эрдман читал Станиславскому свою пьесу с невеселым названием "Самоубийца", Константин Сергеевич хохотал до слез и восклицал: "Гоголь! Гоголь!". Он был так вдохновлен, что просил разрешения на постановку напрямую у Сталина - в тот момент пьеса была под цензурным запретом. Именно с этого письма, набираемого на печатной машинке, и начинается спектакль Николая Рощина. В нем Станиславский называет "Самоубийцу" "одним из значительнейших произведений нашей эпохи", просит Сталина лично посмотреть на то, что получается у мхатовцев в процессе репетиций, и дать добро на выпуск спектакля. Над премьерой в Художественном театре работали полгода, но до премьеры дело тогда так и не дошло. Спустя почти век театр предпринял вторую попытку. Но и тут без препон - никак.
"Пьеса "Самоубийца" настолько интересна, что у всех режиссеров на нее свой взгляд, а хороших попыток поставить ее практически нет, - говорит Николай Рощин. - Текст Эрдмана очень привлекателен, читать его смешно, но сделать это также остроумно и весело на сцене практически невозможно. Он манок, но отчаянно не дается и сопротивляется. Может быть, дело в том, что писал Эрдман под труппу Мейерхольда - для конкретных артистов и конкретного сценического пространства. Честно говоря, поэтому и жанр спектакля мы так и не определили: он начинается с грубой черной комедии, а вырастает в трагедию".
Режиссер отмечает: "Самоубийца" писался на злобу дня, но в премьере МХТ социальную и политическую составляющую увели на второй план ("она не настолько актуальна, время сейчас сложнее, чем тогда"), а на первый - вывели историю человека и слома личности. Главный герой Подсекальников ссорится с женой по анекдотичному поводу - из-за ливерной колбасы, а в итоге решает свести счеты с жизнью. Жена с тещей пытаются его отговорить, но многим его смерть оказывается на руку - в предсмертной записке каждый просит указать причиной то, что выгодно ему…
Сценографию к спектаклю Николай Рощин придумал сам - говорит, что вдохновлялся первым мавзолеем Ленина, который был поначалу деревянным. Из досок, низкое, безвоздушное, темное и жилище Подсекальникова и его соседей. Атмосфера 20-30 годов ХХ века дополняется музыкой живого духового оркестра - словно из немых фильмов тех лет. В какой-то момент прямо на зрителя из глубины сцены движется длинный стол - за ним все те, кто собрался проводить живого еще пока Подсекальникова в последний путь и подбодрить напутствиями. Чем дело кончится? Прозвучит ли роковой выстрел в назначенный час? Интригу раскрывать не будем.
"Это история человека, доведенного до отчаяния, - уверен Иван Волков. - Текст Эрдмана очень напоминает Маяковского, он вычурный и гротескный, "проболтать" его невозможно - это дает выучку и дисциплину. Ошибочно анонсировать наш спектакль как "комедия". Это и она, и не она вовсе. Тут очень важно найти верную грань".
Спектакль Николая Рощина входит в число премьер, посвященных 125-летию МХТ. А ближайшие показы теперь 18 сентября и в октябре.
О премьерах нового сезона на сборе труппы рассказал Константин Хабенский. Так, уже 30 ноября худрук МХТ им. Чехова дебютирует в качестве театрального режиссера с чеховской "Чайкой" на Основной сцене. Здесь же - Алла Сигалова поставит "8 любящих женщин" по пьесе французского драматурга Робера Тома, а режиссер Юрий Квятковский начнет репетиции спектакля "Кабала святош" по пьесе Михаила Булгакова.
На Малой сцене 24 октября пройдет премьера спектакля Александра Золотовицкого "Морж, учитель и поэт" по книге Артура Гиваргизова. На Новой сцене ждем сразу несколько новинок: "Старший сын" Александра Вампилова в постановке Андрея Калинина; "Рассказы о браке. Осень" по прозе Августа Стриндберга в постановке Андрея Гончарова; "Флешбэк 2002" по пьесе Олжаса Жанайдарова, режиссер - Вера Попова; "Русалка" по Пушкину, режиссер Максим Меламедов.
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в МХТ выйдет спектакль по киносценарию Константина Симонова "Двадцать дней без войны", режиссер - Марина Брусникина.
"Весной также состоится еще одна премьера театрального проекта на сторонней, но дружественной нам площадке. Это будет не совсем обычный формат. Я пока потомлю всех вас интригой. Сейчас скажу лишь, что готовлю маленькую, может быть, выходящую из-под контроля театральную сенсацию. Название проекта - "Жил. Был. Дом"", - рассказал Константин Хабенский.
Во вторник, 10 сентября, мхатовцы отправятся на гастроли на Байконур, где будет представлен литературный вечер в постановке Марины Брусникиной под названием "Человек" из цикла "Круг чтения". Это уже традиция МХТ - играть спектакли, провожая отряд космонавтов на орбиту.
"Программа "Человек" посвящена парадоксам, связанным с этим словом, поискам ответов на вопросы "Кто мы? Зачем мы? Почему мы?". Когда я делала сценарий, то обнаружила невероятное количество интереснейшего материала, и сейчас, читая эти тексты, вдумываясь в них, произнося их вслух, мы не перестаем удивляться, как точно, как талантливо поэты и писатели пытаются сформулировать нас и наше предназначение на Земле", - отмечает Марина Брусникина.
Выступят артисты МХТ - Ирина Пегова, Кристина Бабушкина, Виктор Хориняк, Ольга Литвинова, Алена Хованская, Павел Ващилин, Валерий Трошин, Дмитрий Сумин, Алексей Красненков.
Зрителями литературно-музыкального вечера станут жители города Байконур, а также сотрудники космодрома. 11 сентября коллектив МХТ увидит старт пилотируемого корабля "Союз МС-26".