Без газа точно не останемся
Политолог Бовт - о том, что будет после истечения контракта с "Нафтогазом"
В ходе выступления на Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин коснулся темы возможного прекращения газового транзита через Украину после истечения контракта с "Нафтогазом" в конце года. Что будет?

Путин заявил, что в принципе Россия не отказывается от транзита газа через Украину, а если откажется Киев, то объемы поставок российского в Европу газа сократятся. Хотя, возможно, будет задействован "Турецкий поток" или "Голубой поток". При этом Путин назвал "шизофренией и чушью" отказ Германии включить вторую, рабочую ветку "Северного потока". Впрочем, эта "шизофрения" с нами надолго: взорвут ведь снова, если запустить. Что касается украинского транзита, то теоретически европейские покупатели могли бы закупать газ уже на российско-украинской границе, тогда он как бы перестанет быть российским, столь "токсичным" для ЕС. Правда, может пойти на принцип Еврокомиссия, желающая в политических целях прекратить поставки российского газа вовсе, не считаясь с убытками.

Может "пойти на принцип" Еврокомиссия и прекратить поставки российского газа вовсе

Также Украина намекала на готовность транспортировать азербайджанский газ. Путин недавно ездил в Баку, и там могла идти речь о "своповых" поставках, когда российский газ шел бы в Азербайджан, а азербайджанский - через Украину в Европу. Объемы дополнительных поставок через "Турецкий поток" и "Голубой поток" пока никак не обговорены. Компенсировать выпадающие поставки через Украину не является непреодолимой задачей. О каких объемах речь? Пятилетний контракт предполагал прокачку 225 млрд куб м газа: 60 млрд в первый год и далее по 40 млрд. Эти объемы соблюдались лишь в 2021 году (в 2020 - на 86%). В 2022 было прокачано около 19 млрд куб м, в 2023 - около 14 млрд. В этом году будет, видимо, около 12 млрд куб. Украина ведь еще соглашается прокачивать газ только через Суджу, отказывая в заявках на вторую газораспределительную станцию. Часть потребителей отказались от российского газа из-за нежелания платить рублями или просто по "санкционным" причинам. Через Украину газ идет в Австрию, Венгрию, Словакию, Молдавию - в т.ч. Приднестровье - и опосредованно в Сербию. При текущих ценах "Газпром" в случае остановки транзита может потерять до 4 млрд долларов в год. Что уже "мелочи" по сравнению с потерей большей части европейского рынка, куда в лучшие годы шло 140-160 млрд куб м. Однако в условиях экономической войны с Западом восстановление таких объемов невозможно в обозримом будущем.

Поставки в Китай пока не могут компенсировать выпавшие объемы. Да и цена поставок там ниже. "Сила Сибири" рассчитана на 38 млрд куб м в год (в прошлом году прокачано 22,7 млрд куб м, в полтора раза больше, чем годом ранее). "Сила Сибири-2" (мощностью 50 млрд куб м.) приблизила бы поставки к былым европейским, но проект пока так и не согласован с Пекином. С 2027 году запустят Дальневосточный маршрут мощностью 10 млрд куб м в год. Есть возможности нарастить поставки в Узбекистан и Казахстан, поскольку им не хватает мощностей для обеспечения внутреннего потребления и экспорта в тот же Китай.

Еще одно направление, упомянутое Путиным, - Иран. Он сам добывает около 260 млрд куб. м газа в год, из которых 18 млрд идут на экспорт. Но на внутреннее потребление газа не хватает в силу сложившегося энергобаланса: от газа зависит почти 70% энергопотребления страны. Иран мог бы создать настоящий газовый хаб, подключив Россию, Катар и Туркмению. Но пока сотрудничество с Россией начнется со своповых поставок в размере 10 млрд куб м.

А еще Путин говорил об увеличении поставок газа на внутренний рынок. На него приходится три четверти объема добычи "Газпрома". Правда, среднее потребление газа за пять лет выросло скромно - лишь на 2,8% (с 479 млрд куб м в 2019-м до 500 млрд куб м в прошлом году). Помимо "Газпрома" (доля 63%), кстати, газ на внутренний рынок поставляют "НОВАТЭК" (18%), "Роснефть" (15%) и ряд мелких производителей. "Газпром" имеет при этом повышенную "социальную нагрузку": не менее 90% его поставок идут населению и коммунальным службам, тогда как в более доходных нефтегазохимии, металлургии, производстве стройматериалов его доля менее 50%.

Планы расширения внутреннего рынка связаны в том числе с объединением Единой системы газоснабжения (сеть газопроводов, охватывающая европейскую часть России и Сибирь до Алтая и Кузбасса) с системой газоснабжения на востоке, представленной автономными газотранспортными системами. План объединения в том числе связан с проектом "Сила Сибири-2", который призван, наконец, газифицировать Красноярский край (уровень газификации там лишь 19% при общероссийском выше 73%) и Иркутскую область (практически с нуля). В последние годы магистральный газ уже пришел в Сахалинскую и Амурскую области, Хабаровский, Приморский и Камчатский края. Общероссийский уровень газификации (сетевым газом) должен достичь 82,9% к 2030 году (это 100%-ная технически возможная сетевая газификация), тогда же годовое потребление, по прогнозам Минэнерго, вырастет на 20 млрд куб. м в год.

Быстрыми темпами развивается и такой сегмент внутреннего рынка, как газомоторное топливо - для автомобилей и всех наземных видов транспорта. На фоне некоторого наметившегося во всем мире разочарования (пока слишком короткий пробег, уязвимость к холодному климату, зависимость от сети станций подзарядки, проблемы утилизации батарей и т.д.) это направление видится перспективным. Потенциал роста тут оценивается в 10 млрд куб. м в год. Спрос на газ в качестве моторного топлива в России в прошлом году уже вырос почти на треть (до 2,2 млрд куб. м).

Возможно, уже в начале 2030-х газовая отрасль найдет новый баланс устойчивости

Ну и, наконец, есть сектор высокой газопереработки - в основном для химпроизводства и удобрений, где у России может быть конкурентное преимущество по сравнению со странами-импортерами газа. В той же Германии такие предприятия сейчас испытывают большие трудности после прекращения российских газовых поставок.

Эта перестройка займет не один год, конечно, однако, возможно, уже в начале 2030-х российская газовая отрасль во главе с "Газпромом" найдет новый баланс устойчивости с опорой именно на внутренний рынок.