В креативных индустриях, по словам директора практики государственных и социальных инициатив компании "Рексофт Консалтинг" Николая Ланцева, 40% занимают продукты IT, 20% - рынок рекламы, остальное делят между собой мода, архитектура и другие сферы, которые хоть и занимают меньшие доли, все же не менее важны.
"С точки зрения экспорта, что такое креативные индустрии? Это много, очень много, сотни и тысячи малых компаний. Они сами по себе до Китая не дойдут, не перейдут границу. Может быть, надо им не только подсказывать, как перейти границу, а где-то аутсорсить их функции по поиску покупателей, помогать им с финансовыми транзакциями. Возможно, как-то объединять их под зонтичные бренды. На Дальнем Востоке, мне кажется, все для этого сложилось", - добавил Ланцев.
Старший вице-президент Российского экспортного центра Никита Гусаков упомянул про бренд "Сделано в России". Несмотря на санкционное давление, бренд дает дополнительный импульс компаниям. "Но нам нужно научиться и в части креативных индустрий совмещать зонтичный страновой бренд с зонтичными региональными брендами - "Сделано на Дальнем Востоке", "Сделано в Якутии", - отметил он, добавив, что где-то лучше поможет продвигаться именно страновой бренд, а где-то - локальный. Так, в комбинации уже работают, например, "Сделано в России" и "Сделано в Москве".
Заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко рассказал о больших точках роста для креативной сферы, которые выявили местные власти на основе анализа: IT, мода, кино, музыка и туризм с точки зрения гастрономии. Он также перечислил меры поддержки, которые сейчас оказываются творческим предпринимателям: налоговые меры, гранты, продвижение, брендирование, взаимодействие с торговыми сетями и другие.
Директор центра трансформации образования Школы управления "Сколково" Ольга Назайкинская отметила, что в недавно принятом законе о развитии креативных индустрий в РФ есть отдельная статья про образовательное сопровождение. Он дает пространство, в частности, для вузов Дальнего Востока, чтобы определить, чему учить, и потом распространить эту практику на другие регионы страны.
"Помимо профессиональных компетенций, которые соответствуют той или иной креативной индустрии - кинопроизводству, анимации, архитектуре и так далее, на мой взгляд, важно формировать и развивать еще два типа компетенций. Первые - компетенции, которые позволяют выходить за рамки известных решений, стандартных инструментов, которые привносят определенное творчество и даже инженерный подход в любую деятельность", - отметила Назайкинская.
Второй тип компетенций, по ее словам, это личностные, схожие с теми, которые часто атрибутируют предпринимателям. Это проактивность, субъектность, способность ставить цели и самостоятельно двигаться, самоорганизация, готовность к риску, готовность к работе с ошибками.
Председатель независимого профсоюза "Новый Труд" Дарья Митина добавила, что региональные бренды нужно продвигать, делать из региональных - общенациональные и так далее. "Но неслучайно именно сегодня на ВЭФ речь опять зашла о платформенной экономике. Потому что платформенная занятость играет большую роль именно в условиях огромных территорий, низкой плотности населения Дальнего Востока и Сибири. Платформенная экономика особо важна там, где нельзя очно что-то купить, где нет в шаговой доступности магазинов. Что же касается статистики, то мы знаем о взрывном росте количества самозанятых именно в регионах Дальнего Востока и Сибири. Это крайне перспективно для этих территорий - развитие такой формы занятости. Там большой успех имеет эксперимент по налогу на профессиональный доход. И быстро растут платформенники", - отметила председатель профсоюза.