Валерий Гергиев масштабно открыл 249-й сезон Большого театра

Нынешний, предъюбилейный сезон обещает стать первым театральным годом в истории Большого театра, за который целиком и полностью отвечает Валерий Гергиев на посту гендиректора, при этом не оставляя руководства родной Мариинкой.
Валерий Гергиев: В афишу Большого должны вернуться произведения Шостаковича, Прокофьева, Стравинского.
Валерий Гергиев: В афишу Большого должны вернуться произведения Шостаковича, Прокофьева, Стравинского. / Сергей Карпухин / ТАСС

С первого же дня, открыв сезон на неделю раньше привычной даты в середине сентября, Большой театр стал демонстрировать новые традиции и правила. Так, вопреки обычаю, согласно которому право первого спектакля на Исторической сцене принадлежит опере, сезон начали дневным концертом. Получилось очень стильно, цельно и со смыслом. Тотчас вспомнились, например, легендарные утренние концерты венских филармоников в первые новогодние дни. Не исключено, что и этому концерту в Большом, смотревшемуся эффектной увертюрой ко всему сезону, суждено обрести подобную планетарную славу в будущем.

За пультом симфонического оркестра стоял Валерий Гергиев. И было совершенно очевидно: если не де-юре, то де-факто маэстро является не только гендиректором, но и художественным руководителем Большого театра. Программу концерта (начало которого из-за репетиции задержали на 50 минут, вследствие чего отменили антракт) составили произведений Чайковского и Прокофьева - Торжественная увертюра "1812 год", кантата "Москва", кантата "Александр Невский". Великая музыка, где размах и патриотическая духоподъемность сочетаются с молитвенным пацифизмом, - камертон нашего времени. В сочинении Чайковского солировали молодая певица театра Алина Черташ и премьер Большого Эльчин Азизов, а в опусе Прокофьева - знаменитая прима Мариинского театра Екатерина Семенчук, ставшая главной звездой концерта. И это было вполне символично, ибо очевидно, что теперь у театров одно художественное будущее на двоих.

Большой театр ищет свой новый путь. Пока что идя проторенной дорогой Мариинского театра

Именно это обстоятельство подтвердил и концерт "Молодые голоса Большого и Мариинского театров", тем же вечером давший старт сезону на Новой сцене. Представили сразу 15 певцов из числа начинающих солистов Мариинки, Академии молодых певцов Мариинского театра, стажеров и артистов Молодежной оперной программы Большого; за пультом стоял тоже молодой дирижер Алексей Верещагин. Быть может, волнение и неопытность главных действующих лиц лишили это событие предполагаемой праздничности и эффектности. Презентация талантов нового поколения оказалась по сути и уровню мастерства студийным вечером на сцене Большого...

Зато на Исторической сцене вечером все было красиво и масштабно: впервые в биографии Большого давали балет на открытие сезона. Недаром же по-прежнему "в области балета мы впереди планеты всей". Выбор пал на "Спящую красавицу" Чайковского в постановке Мариуса Петипа и в хореографической редакции Юрия Григоровича с историческими декорациями художника Симона Вирсаладзе. За дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев, что крайне редко бывает в случае с балетными спектаклями. Прославленная постановка вернулась в репертуар Большого театра после нескольких лет отсутствия, почему и получила статус "премьеры".

И это тоже очень показательно. Несмотря на то что теперь, похоже, конкретные творческие планы театра - большой секрет от публики. Даже традиционный сбор труппы против всех театральных традиций прошел за закрытыми дверями, что, надо сказать, раздосадовало многих артистов. Но, очевидно, ставка в пополнении афиши будет делаться прежде всего за счет названий русского репертуара. Это естественно, но речь главным образом идет не об оригинальных постановках, а о восстановленных из архивов и заимствованных в Мариинке, тоже проверенных временем и петербургской аудиторией. Что при географической близости двух столиц и любви публики съездить на премьеру в Мариинку выглядит быстрым и экономичным, но не оригинальным решением, как всякое копирование.

Уже 15 сентября в Большом театре в качестве премьеры будет показана опера Бородина "Князь Игорь" в мариинской постановке 1954 года, возобновленная в 2001 году и почти четверть века спустя добравшаяся до Москвы. Запланированы и повторные показы представленной в июле на сцене Большого оперы Глинки "Руслан и Людмила" также в мариинской версии. Нельзя не отметить, что объявленные цены на билеты значительно выше питерских. С нынешнего сезона Большой официально и существенно увеличил расценки на билеты.

Другие премьеры текущего сезона, видимо, будут возникать на афишах неожиданно - по мере созревания и актуальности, точно так, как уже давно заведено в Мариинском театре. Официально лишь замечено без названия дат и постановочных команд, что оригинальными премьерами нового сезона в Большом и Мариинском станут оперы Верди - "Риголетто" в Москве и "Аида" в Петербурге. Теперь Большой театр ищет свой новый путь. Пока что идя по проторенной дороге Мариинского театра.

Дословно

Валерий Гергиев, генеральный директор Большого театра, худрук - директор Мариинского театра:

- Большой театр должен быть лидером в возвращении редких шедевров, которые слишком долго отсутствовали в нашем репертуаре. Концентрация репертуара будет строиться в первую очередь на именах величайших русских творцов. В афишу Большого должны обязательно вернуться произведения Шостаковича, Прокофьева, Стравинского. Приоритет - возвращение опер Чайковского. "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" достаточно скоро вновь уже появятся в афише. Думаю, что и "Чародейка", и "Орлеанская дева" тоже скоро найдут дорожку на сцену Большого театра.

И, конечно, "Мертвые души" Родиона Константиновича Щедрина должны вернуться на сцену при его жизни, я мечтаю воскресить легендарный спектакль Бориса Покровского и Валерия Левенталя.

Приятно, что вот сейчас "Спящая красавица" Чайковского или "Ромео и Джульетта" Прокофьева быстро вернутся в репертуар великого театра. Но у Прокофьева, как и у Стравинского, есть балетные партитуры, которые обязательно дождутся своего часа. Я имею в виду такие произведения, как "Скифская сюита", "Блудный сын", "Шут" или "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", "Свадебка". У нас сейчас есть молодые хореографы, которые вызвали достаточно большой интерес своими, зачастую успешными работами, как мне кажется, заслуживают чести быть приглашенными для полных постановок на сцену Большого театра.

Не могут быть изгоями и оперы Пуччини и Верди, Вагнера... Нам не нужно приглашать двадцать певцов, чтобы справиться с "Кольцом нибелунга". Творческие ресурсы двух театров рассчитаны на то, чтобы каждый давал по три оперы в день.