Продажи горячих напитков начали расти после прошлогоднего снижения: за последние 12 месяцев они увеличились на 0,9%, тогда как годом ранее падение составило 3,7%, следует из данных NielsenIQ. Способствовало ускорению продаж в том числе развитие небольших сегментов с необычными вкусами. Так, реализация обычного черного чая снизилась на 5,2%, зеленого чая - на 0,1%. А продажи фруктовых и травяных выросли сразу на 16,5%. В кофе ускоряется спрос на напитки со вкусом ванили (+48,4%), ирландских сливок (+13,6%) и трюфеля (+13,2%).
В этом году торговые сети отмечают рост популярности различных необычных вкусовых линеек чая и смешанных сортов: фруктовых, ягодных и травяных, смеси зеленого и черного чая, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, за последний год на полках магазинов появилось более 30 новых брендов в категории "чай". В ассортименте чая в супермаркетах и гипермаркетах число товарных позиций в категориях "Травяные чаи" и "Фруктовые чаи" выросло в среднем до 180 наименований.
Высоким спросом у потребителей пользуются ромашковый чай, а также травяные чаи с добавлением ягод и фруктов - малины, шиповника, калины, гибискуса или яблока. Набирают популярность чаи на основе таежных сборов - например, чай с саган-дайля, ягодами можжевельника и сосновыми шишками. Также востребованы чайные напитки на основе иван-чая с ягодными добавками, с чайной розой и другие.
Среди ароматизированных кофейных продуктов высокой популярностью пользуется кофе с ароматами карамели, ирландских сливок, ванили, шоколада, кокоса и трюфеля. "Повышенный интерес потребителей к новинкам в целом объясняется общим оживлением потребительского спроса в текущем году", - считает Караваев.
Гендиректор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия говорит, что снижение популярности традиционного чая и рост спроса на напитки из другого растительного сырья (трав и фруктов) наблюдается последние несколько лет. Потребители ищут новые вкусы, и это естественно, говорит он.
Но вот кофе потребители по-прежнему предпочитают больше обычный натуральный, чем с какими-то добавками. Кофе обладает яркой ароматикой сам по себе без всяких добавок, объясняет Чантурия. Именно поэтому кофе с собой стал таким популярным, а такой же сервис с чаем оказался не востребован. Покупая в дорогу кофе, потребитель чувствует его аромат, а у чая он не такой яркий.
Рост спроса на необычные вкусы наблюдается и в других напитках. Например, после пандемии в России почему-то стала расти популярность напитков со вкусом манго, говорит президент "Союзнапитков" Максим Новиков. Сейчас отмечается тренд на развитие линейки безалкогольных напитков на основе чая, в том числе с различными травами: мята, зверобой, иван-чай. Также появляются новые безалкогольные и сокосодержащие напитки с добавлением полезных минералов и витаминов.
Даже в алкоголе потребители ищут новые вкусы. Эксперты говорят о росте спроса на виски, настойки, ром, текилу. Тогда как продажи водки стагнируют. Из слабого алкоголя в последние годы набирают популярность оранжевые вина.