Как такая идея появилась, мне рассказала глава этой автоколонны, Инна Кузнецова: "Создала ее команда нашего филиала "Мосгортранса". Она обратила внимание на то, что везде, где работают женщины, более высокие показатели. Машины у них не сходят с маршрута, сами водители внимательны к пассажирам, очень ответственные. Вот и решили попробовать: а что, если создать чисто женскую автоколонну?"
Познакомилась я и с водителем Вероникой Бравичевой. История, как она пришла в свою профессию, показалась мне очень милой и интересной.
"Я с детства мечтала водить что угодно - хоть машину, хоть трактор. Глядя на отца за рулем, думала, вот бы и мне так водить! Ну, а лет в 16-17 попросила папу, дай я поведу... "Тебе надо сначала поучиться", - сказал папа. И начал меня учить, но закончить не успел - умер. Уже здесь, в Москве, когда пришла в этот парк, встретила мужа. Научилась водить, как и он, такую большую машину, как электробус. Получаю от этого удовольствие, от того, что работаю в таком приятном коллективе. А еще мне очень нравится помогать людям".
Правда, особых отличий у чисто женской автоколонны от смешанных Вероника не видит: "Я и на прежнем месте работы, когда еще водила автобус, могла попросить коллегу-мужчину помочь, если было нужно. И тут знаю, что всегда можно обратиться к девчатам за советом".
Поговорили мы и про электробусы. В сущности, что такое электробус? Тот же троллейбус, только без небесных рельсов, без "рогов", на батарейках. А троллейбусы, как известно, в прошлом в Москве водили в основном женщины. И тут снова женщины, но уже на электробусах.
Троллейбус же в Москве остался всего один. Ходит по центру столицы, по маленькому круговому маршруту через площадь трех вокзалов. И я решила прокатиться на нем, вспомнить былое. Новый и почти пустой троллейбус пришел с надписью на боку "Музейный маршрут". Кроме меня в салоне было еще три пассажира и в кабине водитель-мужчина. Маршрут недолгий, но, возможно, полезный - раз среди всех видов транспорта, множества трамваев и электробусов, выбрали его. Ощущение от поездки было странным. Центр Москвы, дорога загруженная, а в салоне пусто. Пассажиры входят и буквально через одну-две остановки выходят. Трамваи - тоже "привязанные", но народа в них битком, а троллейбус пассажиры словно в упор не видят. А еще удивило, как в троллейбусе шумно, отвыкли мы, наверное, - в электробусах тише.
Идет троллейбус от площади трех вокзалов до Новорязанской улицы, где когда-то находился второй троллейбусный парк. За окном красота - церкви, исторические здания из красного кирпича, мост, под которым множество железнодорожных линий... Подумалось, раз уж маршрут музейный, почему бы не включить в салоне хотя бы аудиозапись, чтобы рассказывали, что там, за окном, мы проезжаем. На Рязанском депо зашли сразу четыре пассажира, и это показалось непривычно много. За весь круг, по которому мы проехали за 15 минут, нашим маршрутом, по моим подсчетам, воспользовались всего 14 человек.
Решила поехать по второму кругу. На одной остановке зашло человек 10 человек. Для многомиллионной Москвы это, конечно, мало, но для этого маршрута - много. Моих новых соседей, как я поняла из их разговора, как и меня, привлекала надпись "Музейный маршрут". Потом дети вошли - сразу стало веселее от их голосов. В общем, второй круг - уже 35 пассажиров, но и поездка заняла не 15, а 20 минут. Третий круг вышел самым пустым. А я все еду и еду. Как и мужчина за рулем - салон пустой, а он катит, как ни в чем не бывало, и так с восьми часов утра до восьми часов вечера.
И так мне жалко стало этот единственный троллейбусный маршрут. Ведь он никакой. Вроде создан как дань уважения истории, но, мне кажется, для сохранения истории этого мало. Почему бы не запустить "Музейный маршрут" ночью, ведь в Москве так много туристов. Пусть бы катались по этим красивым местам, а троллейбус дарил бы им прекрасные впечатления. А с перевозкой пассажиров днем вполне справится Вероника Бравичева, ее коллеги из женской колонны электробусов, да и другие электробусы и автобусы, которые ходят в Москве строго по расписанию.