Бизнес просит сохранить субсидии на экспорт леса

Транспортная доля в стоимости пиломатериалов, которые идут на экспорт, выросла на предприятиях СЗФО до 40 процентов и более. В связи с этим лесопромышленники просят сохранить транспортные субсидии государства на поставки леса за рубеж, а также сделать их получение более справедливым и удобным в техническом плане.

Господдержка необходима для возвращения прежнего объема продаж леса на внешних рынках. По итогам 2023 года производство в сфере ЛПК "подросло" на один процент - это незначительный, но все-таки плюс. При этом достигнуть его удалось в основном благодаря увеличению внутреннего спроса, так или иначе компенсировавшего 30-процентное падение экспорта.

- Мы, конечно, не можем терять внешние рынки, так как понятно, что внутренние насытятся в определенный момент, - отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. - Чтобы развиваться и оставаться на современном уровне, достойном нашей лесной базы, нам, безусловно, экспортом с конца 2024 года - 2025 года надо заниматься принципиально по-другому.

Отметим, что транспортные расходы сильнее всего "бьют" по пеллетам - экспортная логистика делает их практически нерентабельными. Достаточно сказать, что стоимость доставки древесных гранул за рубеж сравнима со стоимостью самой продукции и даже выше ее. К примеру, при отправке в Южную Корею цена тонны архангельских пеллет составляет 110 долларов, а транспортировка - 120. То есть на каждой тонне бизнес терпит убыток. Поэтому лесопромышленники просят оставить транспортную субсидию и на пеллеты, предлагая разработать по ним отдельную программу поддержки.

- Предлагаю на все пеллеты выделить субсидию, чтобы работать хотя бы по себестоимости. Выделить на три года - для того, чтобы у нас было время переориентироваться, - говорит глава лесного холдинга Архангельской области Владимир Буторин.

Переориентация уже началась. Для того чтобы не скапливать на своих территориях "опилковые горы" из-за падения европейского спроса на пеллеты, архангельский бизнес начал частично замещать пеллетное производство на выпуск более дешевых топливных брикетов: для этого сейчас устанавливаются специальные прессы, позволяющие компоновать из древесных отходов своего рода топливные "поленья". Брикеты хороши для небольших муниципальных котельных - они дают значительно больше тепла, чем дрова.

Тем не менее пеллеты востребованы на восточный экспорт, а значит, их нельзя списывать со счетов. Как и высокозатратные поставки пиломатериалов по Северному морскому пути. В Архангельской области для этого начали действовать два новых сервиса - прямые поставки в Китай и субсидируемые каботажные рейсы в порты Дальнего Востока по СМП. "Но без субсидирования транспортных расходов лесного бизнеса - это дорогие пути. Хотя мы ведем переговоры о снижении себестоимости, в том числе с китайской стороной", - напомнили в правительстве Архангельской области.

Проблема в том, что на торговых весах "Китай - Поморье" самые тяжелые "гирьки" находятся пока на чаше импорта. Причем Поднебесная неслучайно выбрала Архангельск для транспортировки своих грузов по СМП и далее, вглубь России - в КНР надеются на обратную загрузку лесом и продукцией из него. "Поэтому они готовы давать большой дисконт, чтобы идти назад не порожняком, а использовать для обратной доставки наши грузы", - пояснили власти региона.

А представители ЛПК просят отрегулировать также процесс получения транспортной субсидии. В этом году он больше напоминал компьютерный файтинг, в котором игроки побеждают по принципу "кто первым надавил на enter". В намеченный день конкурса через 65 секунд после старта все деньги на площадке кончились!

- Это превратилось в шоу, в унизительную для бизнеса процедуру, - рассказывают представители сферы ЛПК. - В три ночи наши специалисты начинают готовить документы, в девять утра "нажимают кнопку", но в три секунды компьютер дает сбой, и 660 миллионов рублей, на которые мы так рассчитывали, предприятие не получает.

Отметим, что из-за сбоя на площадке не смогли получить государственную помощь многие компании. В правительстве России эти замечания учли: процесс предоставления субсидии предприятиям ЛПК планируется перевести с третьего квартала 2024 года на заявительный и авансовый характер, прекратив "безудержную гонку по принципу: кто первый - тот и победил". Отбирать претендентов для субсидирования планируется на основе экспортных планов предприятий.

Государство прислушалось и к еще одному предложению лесных экспортеров - об отмене вывозной таможенной пошлины на газетную бумагу и интерлайнер (упаковку высшего качества). Тем временем архангельские производители картона намекают, что в конце 2024 года возможен профицит этой продукции на внутреннем рынке, а снижение пошлины на картон помогло бы наладить его поставки за рубеж.

Прямая речь

Юрий Айвазов, генеральный директор группы компаний "Карелия Палп":

- Государство вывело из-под действия экспортных пошлин газетную бумагу и интерлайнер - это важная для нас мера, она позволила сохранить рентабельность поставок на экспорт. Сейчас актуальна также поддержка в виде возможных скидок на доставку круглых лесоматериалов внутри страны: важно увеличивать доступность межрегиональных перевозок, чтобы эффективно использовать всю железнодорожную инфраструктуру. Господдержка нужна и в части инвестиций в лесозаготовительную деятельность. Мы по-прежнему зависим от импортных поставок лесозаготовительной и лесовозной техники. Я считаю, что временная отмена утилизационного сбора сроком на три года до появления на рынке качественных отечественных разработок в промышленных масштабах и разработка программы компенсации лизинговых ставок при приобретении техники, в том числе импортной, была бы отличным подспорьем. В противном случае ключевая ставка в сочетании с высокой стоимостью импортной техники будет препятствовать реинвестированию в основные фонды в области лесозаготовки, а это приведет к дефициту сырья и увеличению его стоимости и, как следствие, снижению рентабельности готовой продукции по всей технологической цепочке.