Сейчас как никогда увеличилась роль дополнительного профобразования для взрослых. Ведь специалисту необходимо постоянно повышать свой уровень, быть в курсе изменений производственного процесса, появления новых технологий.
Но, к сожалению, не каждое учреждение, реализующее образовательные программы, предлагает качественное обучение. Итог: выпуск горе-специалистов и дискредитация и даже "убийство" сути доппрофобразования.
В середине 2000 годов была отменена госаккредитация программ доппрофобразования и упрощена процедура лицензирования. Лицензию теперь можно получить через посреднические фирмы онлайн за 50-60 тысяч рублей. И - понеслось.
Допобразование превратилось в выгодный бизнес.
Профподготовку осуществляют различные коммерческие организации, главной целью которых является извлечение прибыли. Обучение там проводится дистанционно за один день, а фактически сводится к выписыванию документов о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. Отдельные компании даже предлагают дистанционно обучать рабочим специальностям: электросварщик, газосварщик, электросварщик ручной сварки! В перечень программ включено обучение по любым направлениям, а количество программ доходит до нескольких сотен. При этом фирмы не имеют ни учебных аудиторий, ни своих преподавателей. Отсутствует и методическое обеспечение. Данный подход является не обучением, а в чистом виде - профанацией, он подрывает доверие. На предприятиях в обиход вошел термин: "Они (работодатели) делают вид, что учат нас, а мы делаем вид, что учимся".
Результаты такого обучения и воспитания налицо. За последние 10 лет страна столкнулась с большим количеством серьезных катастроф, произошедших, как правило, из-за некомпетентности работников.
Что делать? Ответ один: ввести меры, по которым реализация доппрограмм будет соответствовать высоким требованиям качества. В этом заинтересованы обучаемые, работодатели, общество и государство. Что конкретно? Привести в соответствие с законодательством РФ всю систему допобразования, что позволит избавиться от миллиона непонятных фирм, оставив прерогативу организациям, нацеленным на качественное обучение. Архиважно вернуть обязательное повышение квалификации по вопросам безопасности для руководителей и специалистов всех уровней, обслуживающих объекты с высоким уровнем опасности. Полностью исключить дистанционное обучение, касающееся производственной, экологической безопасности и охраны труда. Запретить брать на работы, связанные с обслуживанием потенциально опасных объектов, людей, не имеющих профильного образования.
И, как ни странно бы звучало, вернуть в методику проведения занятий воспитательные цели.
Ключевую роль в процессе допобразования должно играть государство, предоставляя финансирование и создавая программы для обучения. Это может включать создание спецкурсов в школах и вузах, проведение информационных кампаний. Государство может вводить законодательные меры, направленные на стимулирование ответственности руководителей предприятий за обучение и воспитание работников.