Мария Алексеевна, какие симптомы указывают на болезнь Альцгеймера?
Мария Чердак: Однозначно ответить сложно, потому что выделяют несколько клинических форм болезни Альцгеймера. Самая распространенная (75% случаев) связана с нарушениями памяти. Причем это не просто забывчивость, которая рано или поздно встречается у каждого человека. Например, шел из одной комнаты в другую и забыл зачем; или переложил вещь и не можешь найти. Такие "мелочи жизни" - не повод для диагноза.
При болезни Альцгеймера постепенно теряется способность запоминать новую информацию. Один из признаков - человек начинает повторяться. Он рассказывает одно и то же и не помнит, что уже это говорил. Второй момент: память страдает в первую очередь на события, которые произошли недавно. Пациент может наизусть читать "Евгения Онегина", которого выучил в школе, но при этом не помнит, что ел на завтрак или с кем встречался вчера.
Болезнь прогрессирует медленно, и структурные изменения в головном мозге значительно опережают клинические проявления. Изменения в веществе головного мозга появляются за 15-20 лет до формирования выраженных нарушений памяти и за 10-15 лет до появления таких симптомов, как легкая забывчивость. Со временем к нарушениям памяти добавляются другие проблемы: человек постепенно утрачивает способность ориентироваться в пространстве, сначала - в малознакомой обстановке, а позднее - перестает узнавать и знакомые места.
Могут отмечаться речевые нарушения. При болезни Альцгеймера люди, как правило, становятся более молчаливыми. Когда они отвечают, говорят с паузами, с трудом подыскивая слова. Соответственно, такие больные могут не совсем правильно понимать то, что говорят им окружающие, и это может становиться причиной конфликтов. Вот почему родным человека с таким диагнозом важно знать, что представляет собой заболевание, чтобы вести себя правильно и терпеливо.
Но у больного также меняется характер, привычное поведение?
Мария Чердак: На ранней стадии характерны тревожно-депрессивные симптомы. Это может быть реакция человека на то, что он понимает, что у него начинается серьезное заболевание. Но иногда это бывает и не связано непосредственно с заболеванием.
Сначала люди обращаются к неврологам или к психиатрам, потому что у них возникает тревога или нарушения сна, затяжное снижение настроения. На более продвинутой стадии могут возникать бредовые расстройства по типу бреда "малого ущерба". Например, человек может начать подозревать окружающих в том, что они хотят причинить вред или что-то воруют, причем обвинения могут падать на самых близких - детей, соседей, сиделку.
Как отличить "обычные" возрастные изменения от наступающей деменции?
Мария Чердак: Само по себе старение, конечно, сопровождается некоторыми изменениями когнитивных процессов, но обычно это касается их скорости, темпа. То есть человек постепенно начинает все делать медленнее, чем в молодые годы. Он хуже запоминает, медленнее принимает решения, но в целом это не мешает ему продолжать активную социальную и профессиональную жизнь. Если же нарушения памяти приобретают такой характер, что ему становится сложно справляться в обычной жизни, не стоит списывать это на старость, нужно обратиться к врачу.
К какому врачу?
Мария Чердак: Деменция - это уже тяжелые когнитивные нарушения, при которых пациент теряет способность жить без посторонней помощи. Например, если пожилой человек забывает принять таблетки, вовремя поесть или, наоборот, не помнит, что только что ел на обед. Диагностировать деменцию по закону могут только врачи-психиатры. Но на более ранней стадии таких больных наблюдают неврологи, а также врачи-гериатры - они занимаются лечением возраст-ассоциированных заболеваний.
Можно ли остановить развитие заболевания?
Мария Чердак: К сожалению, полностью остановить и вылечить эту болезнь пока невозможно. Лечение направлено на то, чтобы задерживать ее прогрессирование. Кроме того, изучается патогенез, то есть механизм развития заболевания. Мы пытаемся воздействовать на причины, отодвигая старт недуга.
Однако исследования продолжаются. Несколько лет назад в мире началось применение первых антиамилоидных препаратов. Бета-амилоид - это патологический белок, который накапливается в головном мозге, что предшествует появлению симптомов Альцгеймера. Такие препараты несколько тормозят развитие болезни. Но при их приеме часто развиваются нежелательные явления. Потому продолжается поиск оптимальных схем и дозировок и, конечно, новых лекарств.
Существуют ли способы профилактики?
Мария Чердак: В 2020 году в журнале The Lancet было опубликовано заключение по факторам риска болезни Альцгеймера. Оказалось, что 40% случаев заболевания связаны с модифицируемыми факторами риска - это такие факторы, на которые мы можем воздействовать. Получается, устраняя эти факторы, мы могли бы на 40% (то есть почти в два раза!) снизить риск заболеть.
Какие же это факторы?
Мария Чердак: Среди медицинских - это артериальная гипертония, снижение слуха, сахарный диабет. Факторы, связанные с образом жизни, всем известны - это гиподинамия, курение, пристрастие к алкоголю. Есть и социальные факторы - загрязненный воздух. Интересно, что 8-9% случаев деменции, как считается, связаны с недостаточным уровнем образования в раннем периоде жизни. Так что "век живи - век учись" - это правильная формулировка.
Есть The Four Mountains Test и другие тесты, направленные на оценку пространственного мышления. Насколько точно они указывают на заболевание?
Мария Чердак: Тест "Четыре горы" был разработан не так давно, и он пока у нас не валидирован, так как на российской популяции не исследовался. Однако этот тест применяют в западных странах, например, была изучена его способность отличать болезнь Альцгеймера от других заболеваний, сопровождающихся деменцией. Также он был изучен на пациентах, у которых появились первые нарушения памяти, но деменции пока нет. Мы называем такое состояние умеренным когнитивным расстройством. Когда взяли группу таких пациентов и посмотрели у них определенные маркеры, которые показывают, есть ли у них болезнь Альцгеймера, выяснилось, что клинически этот тест хорошо коррелирует с результатами исследования биомаркеров заболевания. Потому, конечно, его можно рассматривать для использования в клинической практике, но первоначально он должен быть признан, узаконен в нашей стране.
Мы сейчас пользуемся другими тестами. В основном они вербальные, с контролируемым запоминанием списка слов. Кроме того, существуют опросники для самодиагностики, например тест SAGE. С их помощью сам человек может сориентироваться, каково его состояние и нужно ли обратиться за врачебной помощью.
А какова роль наследственности?
Мария Чердак: Наличие болезни Альцгеймера у близких родственников - родителей, братьев, сестер - повышает вероятность ее развития. Но есть хорошая новость: генетические формы, когда недуг разовьется безусловно, встречаются очень редко - в 1% случаев. В остальном мы говорим лишь о повышенной предрасположенности.
Дальше каждый суммирует факторы риска. Сколько он учился в детстве, кем работал? Насколько работа была интеллектуальна? Как рано вышел на пенсию? Какой вид досуга был на пенсии? Сохранял ли интеллектуальные занятия во взрослом возрасте - учил языки, осваивал новые умения? Были ли какие-то токсические факторы (включая даже пассивное курение)? Ответив себе на эти вопросы, хотя бы в общих чертах уже можно понять, что мы делаем для сохранения ментального здоровья.
Есть ли дополнительные триггеры, дающие толчок заболеванию?
Мария Чердак: Помимо гипертонии, диабета, малоподвижного образа жизни, ожирения, стоит обязательно упомянуть травмы головы, а также недостаток сна. При травмах головы возникают микроповреждения с нарушением так называемого гематоэнцефалического барьера. Если этот барьер повреждается, в мозге начинаются процессы воспаления, накопления бета-амилоида и появления гиперфосфорилированного тау-белка.
При недостатке сна нарушается физиологический процесс вымывания этих патологических белков из мозга. Когда мы спим, это не просто треть жизни, потраченная впустую. Это очень важный период, когда в нашем мозгу происходит множество процессов, необходимых как для формирования памяти и нашей когнитивной деятельности в целом, так и для очищения мозга от неполноценных белков.