В рязанской глубинке сохранилась уникальная усадьба с дендрарием

В России в XIX - начале XX века было модным устраивать в усадьбах парки в английском стиле - как бы воссоздавая живую природу. Многие увлеклись садоводством и огородничеством, да так, что ананасы и персики в теплицах средней полосы стали чуть ли не обычным делом. Но некоторые пошли дальше, превращая свои усадьбы в дендрарии, собирая в них удивительные растения со всего света. Революция 1917 года положила этому конец. Но, может, это не конец, а пауза? Длиной в 100 лет... Мы решили проехать по некогда известным усадьбам-дендрариям - посмотреть, что там сейчас. Наша первая остановка - в Рязанской области, в бывшей усадьбе создателя знаменитого парка "Дендрарий" в Сочи.

Издатель и садовод

Примерно в 100 километрах на юго-восток от Рязани - село Ерлино, историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник "Усадьба С. Н. Худекова". До того, как купить 50 десятин на южном склоне Лысой горы на Кавказе и построить там виллу "Надежда", Сергей Николаевич Худеков создал потрясающий парк-дендрарий в рязанской глубинке. В период своего расцвета, пришедшегося на конец XIX - начало XX века, это было уникальное явление среди усадебных парков Центральной России. К 1917 году по описаниям в дендрарии насчитывалось более 200 видов различных деревьев и кустарников, в том числе 88 сортов хвойников, 65 - сирени, 50 - ивы. В розарии выращивали порядка 500 сортов роз: моховые, чайно-гибридные, ремонтантные, черные, фиолетовые, полосатые. За создание оригинального усадебного комплекса с прудами и парком-дендрарием Худеков был награжден золотой медалью Всемирной выставки в Париже.

А еще - плодовый сад и питомник, где выращивались на продажу саженцы 164 сортов яблонь и груш, 40 сортов крыжовника и малины, 75 сортов земляники, виноград... Сохранился каталог 1898 года, в котором все прописано до мельчайших подробностей: описание сорта, когда лучше выписать саженцы, как их доставят, как проехать и прочие важные мелочи. Есть даже такая ремарка: "Питомник исполняет все заказы с равной аккуратностью, независимо от объема заказа". Хотя, конечно, чем больше заказ, тем ниже цены. Судя по тому, что каталог напечатан на нескольких языках, про питомник Худекова знали не только в России. Его достоинства отмечены 35 медалями, полученными на различных выставках, в том числе четырьмя золотыми Всероссийской выставки 1896 года.

Сергей Худеков - личность неординарная. Не доучившись на юрфаке Московского университета, в 17 лет с началом Крымской войны он поступил на службу унтер-офицером. По выходе в отставку посвятил себя журналистике. Но она давала слишком малый доход, а потому Худеков купил "Петербургскую газету" с тиражом всего 600 экземпляров и за 10 лет поднял его до 24 тысяч. Он придумал печатать романы с продолжением. Понимал, что реклама - это живые деньги. Именно в "Петербургской газете" в 1884 году появились первые заметки Антона Чехова. На церемонии коронования Александра III Сергей Худеков, как репортер "Петербургской газеты", имел официальную аккредитацию, с которой опубликовал 123 репортажа. Фотографировать было нельзя - только рисовать или описывать. Вместе с Петипа он написал либретто к балету "Баядерка". Затем - уже один - к балетам "Роксана, краса Черногории" и "Зорайя, или Мавританка в Испании". Худеков - автор уникальной "Истории танцев" в четырех томах. А еще он открыл в деревнях четыре школы - в двух из них учатся до сих пор, - библиотеку, ясли. В ноябре 1917 года крестьяне разгромили ерлинскую усадьбу. Все, что могло пригодиться - вплоть до кирпичей, - растащили, ненужное вроде книг и произведений искусства уничтожили. Худекову было 80 лет. Он просил погромщиков не разорять усадьбу: "Все это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите". Ему с женой удалось спастись из горящего дома...

100 лет спустя

У входа в музей-усадьбу нас встречает ее научный сотрудник Ольга Ягодкина. Рабатка из роз: ухоженные, не больше 10 современных сортов. А вот и первые старожилы - клены и липы, им больше 130 лет. Ясени огромные, но сохнут. Зато молодым туям и можжевельникам явно неплохо. В сторону уходит частично сохранившаяся еловая аллея, к старым подсаживают новые елки. Она ведет к пруду, в котором сегодня живут черепахи. Проходим мимо стелы. Она стоит на этой земле больше 250 лет - родовой столб Ивинских (первых владельцев усадьбы, начинавших создание парка). Во время погромов даже въездные ворота разобрали до основания, а стелу оставили.

За создание усадебного комплекса с прудами и парком-дендрарием Худеков был награжден золотой медалью Всемирной выставки в Париже

- Это был участок N 43 местного лесхоза. Просто лес с густым подлеском. Удивительно, что его не вырубили - ходили в лес за дровами дальше, - Ольга Григорьевна показывает фото парка начала этого века. - Но, как только этот подлесок убрали, появились аллеи и явно рукотворные полянки.

В 1997 году Ерлинский парк был объявлен памятником природы. Но лишь в 2006 году распоряжением правительства Рязанской области был создан историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник "Усадьба С. Н. Худекова". И в том же году на территории парка-дендрария, в здании жилого флигеля, построенного в 1830 году, открылся музей Худекова. В самом начале образования заповедника сюда приехала доктор биологических наук РГУ имени С. А. Есенина Марина Казакова. Два месяца она со студентами обследовала парк. В итоге вышла книга "Живая природа Ерлинского парка" с описанием того, что в нем росло и что сохранилось.

В центральной части усадьбы установлен памятник Худекову работы рязанского скульптора Горбунова-старшего. Сохранившаяся чаша фонтана, чугунный вазон из Франции - всего таких три, два других находятся в 50 километрах от Парижа. От большого дома остались один фундамент и несколько плиток, где некогда была ванная комната.

- Потомки петровского дуба - их привезли из Санкт-Петербурга. А это серый орех. Их у нас несколько. Есть очень старое дерево, оно плодоносит и размножается. Орехи падают - их любят какие-то зверьки. А рядом растет маньчжурский орех - не едят. А под этим кленом птичья столовая: птицы под него сносят шишки и там их щелкают. А вот самое старое дерево. Это липа, ей больше 200 лет, - Ольга Ягодкина, кажется, знает здесь каждую травинку.

Мы останавливаемся у вековых лиственниц. Хороша японская. Всего в усадьбе их четыре вида: японская, европейская, сибирская и даурская. Даурскую, хоть она и метров 15 высотой, забивает клен, но убрать его так просто нельзя: заповедник. С удовольствием вдыхаю густой и вкусный воздух. В разных местах парка разные запахи: идешь и как бы переплываешь из одного в другой.

На территории усадьбы каскад из шести прудов. Главный спустили, чтобы построить мост и почистить дно. Пока вода есть в двух меленьких. Пруды были устроены так, что талая вода собирается в один, потом перетекает в другой и далее - они все между собой взаимосвязаны. Плотина была построена в 1763 году: Ивинский выстроил дом на берегу живописного оврага, дно которого крестьяне вручную вымазывали глиной, чтобы вола сохранялась, делали насыпь - получился каскад прудов.

Есть в парке с десяток веймутовых сосен, которым более 100 лет. Есть крымская сосна, высотой 25 метров. А рядом с ней - лжетсуга Мензиса, у которой шишки "с ресничками". Она ровесница динозавров, на родине вырастает до 70 метров, обхват ствола - до трех метров. В парке грецкий орех плодоносит. Растут бересклеты - европейский и бородавчатый. Есть ель европейская змеевидной формы - в прошлом веке была привезена из Италии. Вяз шершавый, ясень зеленый, липа крупнолистая, ива белая, береза пониклая, ясень пенсильванский, тополь бальзамический, тополь сереющий... Выжили многие, но много и потеряно.

Взгляд в будущее

Усадьба Худекова - роскошное место для отдыха вдали от цивилизации. Планов развития много. Вот и Сочинский дендропарк помог с саженцами - они прижились. Может, будут здесь заниматься разведением роз. В планах - построить гостиницу, кафе, развивать экотуризм. Разрабатывается экологическая тропа. Но пока инфраструктуры для туристов нет совсем. Хотя люди едут, да и праздничные мероприятия собирают до полутора тысяч гостей.