Верховный суд разрешил не проводить экспертизу оскорблений

Верховный суд России в ходе рассмотрения конкретного дела дал принципиально важные разъяснения: когда оскорбления очевидны, суды вправе не проводить в таких случаях экспертизу. За брань можно наказать и так, не пытаясь вникнуть в глубинные смыслы или изучить полутона. Брань есть брань.

За слова пришлось ответить жителю Московской области, некоему гражданину М. Он забросал знакомую женщину оскорбительными сообщениями. За что был оштрафован на 10 тысяч рублей. Сумма штрафа - максимально возможная, что может назначить суд за оскорбление. Видимо, мужчина не просто наговорил лишнего, но и наломал дров. Словесно.

Однако гражданин М. счел себя несправедливо наказанным и дошел до Верховного суда, пытаясь отменить штраф. Мол, никого не хотел оскорбить, просто выражал свое мнение. А судьи, так сказать, не разобрались и наказали сгоряча. В доказательство тому мужчина ссылался на то, что по делу не проведена лингвистическая экспертиза. А судья без лингвиста не всегда разберется, где мат, где не мат. Так считала защита.

Верховный суд России с этой логикой не согласился. "В данном случае в материалах дела достаточно доказательств, позволивших рассмотреть его по существу и принять законное решение", - отмечается в постановлении Верховного суда России. Штраф остался в силе.

Это не значит, что судьи везде и всегда могут обойтись без лингвистической экспертизы. Но есть очевидные случаи, когда обращаться к специалисту совсем не обязательно.

Если говорить конкретно о посланиях гражданина М., то, как сказано в постановлении, избранные им выражения "преследовали цель унижение личности потерпевшей и ее сына, их чести и достоинства, в том числе с использованием нецензурной лексики".

Проще говоря, мужчина грубо обматерил свою знакомую и ее сына. В его словах не было желания донести какие-то мысли, что-то обсудить. Нет, в них слышалось лишь желание нахамить, чтобы слушателю стало плохо. И это понятно каждому, кто владеет нашим языком.

Еще один важный момент. Мужчина расстроился, что его наказали по более строгой части статьи КоАП "Оскорбление". Обычное оскорбление наказывается штрафом от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Речь о ситуациях, когда кто-то оскорбил кого-то в разговоре.

Но если оскорбление содержалось в публичном выступлении, либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, или в отношении нескольких лиц, то применяется другая часть статьи, где штраф для граждан возрастает на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Мужчина настаивал: он направил сообщение на личный телефон гражданки. А это, мол, обычное дело. Значит, штраф должен быть меньше. Однако он не учел, что в своих словах прошелся не только по женщине, но и по ее сыну. А значит, и штраф возрастает.

Возможно, у мужчины были причины быть недовольным женщиной. Но надо следить за языком. Или держать его за зубами. Или как-то иначе сделать, чтобы объяснить доходчиво, но без мата. Если не получится остаться в культурных рамках, то будет штраф. А наслушавшаяся страстных сообщений гражданка вправе также потребовать возмещения морального вреда.

Кстати, Верховный суд РФ несколько лет назад дал подробные разъяснения, как наказывать за оскорбления. Например, наказание за оскорбление на открытой страничке в соцсети должно быть строже, чем за ругань в частной переписке. Однако если вы ругаете сразу несколько человек в личном сообщении, то приготовьтесь платить как за публичное оскорбление.