Патриарх Кирилл: Раскультуривание сродни расчеловечиванию

Лекция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге не могла не стать событием. Во-первых, до этого патриарх не выступал на крупнейших международных культурных форумах Северной столицы. Во-вторых, для почти ничего не боящегося человека это выступление все равно было если не испытанием, то вызовом - у светской публики иные слух и восприятие, иной настрой, чем у верующего народа. И в-третьих, над коллективным общественным разумом продолжает нависать стереотип, что религия и культура, как и религия и наука, - антагонисты. Патриарх накануне, освящая храм в Санкт-Петербургском университете, сказал об этом драматическом мировоззренческом разрыве, как о требующей преодоления беде. Разрыв между культурой и религией в понимании тех или иных процессов не менее печален и бедственен.

Поэтому, когда в Белый зал Мариинского дворца перед появлением там патриарха вошли губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, министр культуры Ольга Любимова, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, стало ясно, что это не просто почтение к авторитетному и влиятельному религиозному деятелю, но и ожидание от него новых ответов на острые духовные и культурные вопросы. "РГ" - о главных мыслях в лекции патриарха.

Культура - это ценности

Серьезный разговор о культуре всегда имеет ценностное измерение... Все то, что ценности не имеет, культурой не сохраняется, превращается в прах... Культура является механизмом передачи ценностей...

Хорошо известно, что слово "культура" имеет тот же корень, что слово "культ", и происходит от известного латинского глагола colere, который означает "возделывать", "ухаживать", а также и "почитать".

Попытки западно-европейской философии XVIII и XIX веков представить религию как детство человеческого разума в новейшее время были признаны несостоятельными. Особенно после завершения драмы атеистического гуманизма XX века. Религия обращена не только к разрешению так называемых предельных вопросов бытия - что есть смерть? боль? страдание? зло? Она дает и проверенные практические ответы на вопросы "А как жить? К чему стремиться? Во что верить? Какая цель жизни?".

В жертву Богу приносили лучшее

Мирча Элиаде, один из крупнейших исследователей религиозных вопросов в XX веке, пишет: кризис бытия имеет религиозный характер, так как на древнем уровне культуры бытие отождествляется со священным...Все начиналось с культа - с поклонения божеству... И всякое поклонение высшей силе сопровождалось проявлением интеллектуальных и эстетических сил человека. В жертву Богу приносили не только животных, но и все самое лучшее. В том числе создавались храмы, замечательные произведения античного, средневекового и современного искусства.

Культура направлена на достижение идеала

Для культуры ключевым было греческое понятие "пайдейя" - целостный процесс воспитания и образования человека. Пайдейя включает в себя не только передачу знаний, но прежде всего формирование характера, моральных ценностей, эстетического вкуса. Она рассматривалась как непрерывный процесс, направленный на достижение идеала, объединяющего понятия красоты и добродетели...Крен современных образовательных систем в формальный интеллектуализм привел к невнимательности к двум важным составляющим пайдейи - физической культуре и развитию эстетического чувства.

Не надо называть дикость "новой культурой"

Сегодня мы наблюдаем активное раскультуривание... И переименование различных дикостей в "новую культуру". Прошедшая Олимпиада - яркий тому пример... Картинки с Олимпиады говорят о невероятном регрессе западной цивилизации, которая пытается подверстывать под себя все другие культуры.

Раскультуривание сродни расчеловечиванию

Раскультуривание тождественно расчеловечиванию, то есть дегуманизации. Утратив опору - религиозно значимые ориентиры, культура утрачивает свою душу.

...Почитать и ухаживать - одно из значений латинского слова colere - показывают важность воспитания высокой чести в человеке - возделывание нивы человеческого сердца. Убежден, что отказ от борьбы за высоту нравственного образа человека в угоду страстям и извращениям самое настоящее предательство человека и человечности.

Культура начинается с запретов

Выдающемуся отечественному филологу Юрию Лотману, с которым мне удалось много общаться и которого я всегда с благодарностью вспоминаю, принадлежит замечательное суждение: культура начинается с запретов. Если бы такое произнес священник или патриарх, его бы либеральная интеллигенция разнесла в пух и прах... Но поразительно это было слышать от человека, который считал себя далеким от религиозной веры. Религиозные заповеди, в том числе и запреты, есть в любой традиции, они основа окультуривания... Запреты - это не путы. Запреты, происходящие от опыта человечества или от вдохновения, от глубокой веры, важные факторы, формирующие человеческую личность.

Христианство глобально, но это другой глобализм

Христианство никогда не принадлежало какой-то одной культуре или группе культур. Оно принадлежит всему миру, и его призыв обращен к каждому человеку.

Самые разные народы отзывались на Благую весть (т.е. на Евангелие). Самые разные культуры преображались под его влиянием, в то же время сохраняя свою самобытность. Христианство всемирно и в этом смысле глобально. Но оно разительно отличается от того, что мы привыкли связывать с глобализмом. Христианство глобально совсем по-другому: в его всемирности нет обезличивания, стирания уникальных черт каждой культуры и навязывания всему миру сформированных в одной конкретной культурной среде политико-идеологических установок.

Культура всегда несет в себе ценность. То, что ценности не имеет, культурой не сохраняется, превращается в прах

У каждого народа свое послание миру

Культура - это то, что дает каждому народу право обратиться к миру со своим посланием, внести вклад в сокровищницу мирового наследия. Таким образом национальные культуры своим многообразием образуют культуру глобальную, не несущую опасности для существования людей и местных культур. "Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией", - учит нас апостол Петр. И это относится не только к отдельным людям, но и к народам, каждый из которых предстоит пред Богом в своей уникальности. Наша вера не поглощает различные культуры, но духовно преображает их изнутри.

Столкновение культуры с антикультурой

Любая национальная культура - это достояние всего мира. Русская в том числе: она прошла тяжелейший путь испытаний, которые достойно выдержала, и по сей день русская культура обогащает мир. А глобализм стирает и обезличивает различные культуры. Он стремится сделать людей одинаковыми: одинаково одетыми, потребляющими одинаковые продукты и услуги, поглощенными одинаковыми развлечениями, с представлениями о мире, внушенными из единых центров глобального влияния. Какое же наследие передадут своим потомкам носители современной "культуры отмены"? "культуры клика"? культуры вседозволенности? ...Сегодня мы переживаем столкновение культуры и антикультуры. Это борьба за само понятие человека: чтo есть человек.

Настоящая культура всегда аскетична

Настоящая культура по природе своей всегда аскетична. Так и говорят: подвижник на поприще культуры. Это человек, который во имя продвижения культуры, создания культурных произведений идет на подвиг самоограничения... Культурное делание - всегда подвиг. А подвижник - это человек, который двигается, не стоит на месте. И когда мы говорим "этот старец - подвижник", а он сидит у себя в келье, полностью отделенный от мира, - о каком подвиге речь? О колоссальном подвиге работы над самим собой.

...Любые достижения - будь то создание семьи, воспитание детей, профессиональный успех или вклад в общественную жизнь - предполагают готовность к жертве и самоотречению.

Приучайте себя все делать отчетливо

Священник и философ Павел Флоренский, которого часто называют "русским Леонардо", писал из Соловецкого лагеря детям: "Приучайте себя все, что бы ни делали вы, делать отчетливо. Не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните: в "кое-как" можно потерять всю жизнь... Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово... вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Не дозволяйте себе мыслить небрежно... В этом залог духовной свободы и радости мысли".

...В полной мере сознавая, к какой опасной черте приблизился мир, и отчетливо понимая всю возложенную на нас ответственность, мы не имеем права небрежно мыслить и небрежно действовать, но призваны сообща остановить процесс дегуманизации культуры, вернув человеку и человечеству его высокое, Богом определенное достоинство.