Всего несколько лет назад маркетплейсы молниеносно привлекли бизнес всех сегментов организованной логистикой, крупной лояльной аудиторией, постоянно стимулируемой распродажами, рекламой и различными инструментами продвижения на площадках. Однако из-за жесткой конкуренции продавцам приходится снижать цены на товары либо вкладывать большие средства в рекламу, объясняет основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats Максим Одинцов. Некоторые ниши монополизированы, и большая часть продаж достается нескольким игрокам рынка.
Платформы электронной торговли устанавливают высокие комиссии и постоянно увеличивают тарифы за услуги маркетплейса (приемку, хранение, доставку). Не мотивируют продавцов также высокие штрафы и строгие требования по маркировке, упаковке и документам на товар.
- На Wildberries (WB) комиссия за продажу может составлять до четверти цены, в частности, если речь идет о продажах со склада маркетплейса. Например, за головные уборы, обувь и чехлы для телефонов ставка составляет 24,5 процента, за канцтовары и товары для рукоделия - 19,5 процента, за игрушки - 18,5 процента. Если продавец неверно выбрал категорию каталога в карточке товара, отменил заказ или изменил дату передачи товара менее чем за 24 часа до изначально запланированной даты, он заплатит штраф 25 тысяч рублей. За нарушение правил поведения на территории складов WB при поставке товара маркетплейс потребует 200 тысяч рублей, - уточняет эксперт.
Бизнес ищет более выгодные условия. И на мероприятиях, посвященных электронному ретейлу, многие участники оптовой нишевой торговли заявляют, что уходят с маркетплейсов либо намерены это сделать, резюмирует руководитель оперативного штаба независимого профсоюза "Новый Труд" Алексей Неживой.
По прогнозу генерального директора компании RetailCRM Дмитрия Бороздина, одной из альтернатив маркетплейсам в ближайшие годы станут мессенджеры. По данным RetailCRM, бизнес увеличил долю продаж через Telegram с 2,19 процента в 2021 году до 28,51 процента в 2024 году. Специалист связывает такое явление с закрытием доступа к ряду соцсетей, которые раньше были площадками социальной коммерции.
Однако сооснователь и главный аналитик комплексной платформы управления e-commerce JVO Алексей Егоров полагает, что интернет-магазины в ботах - весьма неудобный и странный формат, но все же мессенджеры могут подойти для розничной торговли.
- Telegram сейчас развивается в сторону экосистемы на блокчейне со своей валютой, рейтингами, торговлей и приложениями. В Telegram легко создать торговую площадку: персональный аккаунт пользователя уже есть, а благодаря блокчейну можно обезличенно совершать сделки. Возможно, это сформирует какой-то принципиально новый b2b2c-маркетплейс, - считает эксперт.
Потенциал в мессенджерах видит и директор по маркетингу и стратегическим партнерствам Centra Евгений Кораблев. Эксперт напоминает, что недавно Ozon Fresh запустил бота для покупок продуктов в Telegram, что служит дополнительным подтверждением развития этого тренда.
CEO ERP-системы "МойСклад" Аскар Рахимбердиев замечает, что успешные продажи в Telegram есть в b2b секторе, например у оптовых продавцов никотиносодержащей продукции для розничных магазинов. Но, по мнению эксперта, использовать мессенджер как полноценную площадку для торговли пока нельзя.
- Во-первых, он технически не подготовлен для возможности положить товар в корзину, оформить заказ или доставку. Во-вторых, реклама в Telegram работает сложно, там нет рекомендаций и возможности, чтобы магазин увидела новая аудитория. Telegram-канал хорошо используется как информационная площадка для брендов, - считает он.
Специалисты также отмечают рост популярности нишевых маркетплейсов, таких как "Мвидео", "Детский мир", "ВсеИнструменты", "Лемана ПРО", "Спортмастер", Lamoda, Exist, Emex, Flowwow.
- Появляются b2b-маркетплейсы для парикмахеров, продавцов строительных материалов. Также значительно растет "Авито" - количество компаний, которые ведут продажи на сервисе объявлений, увеличилось в два раза, - говорит Аскар Рахимбердиев.
По мнению заместителя генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерины Анциферовой, в 2024 году активнее всего развиваются продажи через собственные интернет-магазины. Предприниматели стали уделять больше внимания развитию личных каналов сбыта и формированию аудитории, что влияет на повторные покупки и лояльность клиентов. Также это помогает отстроиться от конкурентов.
- Продавцы поняли, что интернет-магазин дает возможность полностью контролировать все процессы, развивать личный бренд, знать своего покупателя, увеличивать прибыль, интегрировать сервисы аналитики, чтобы лучше понимать предпочтения аудитории, - объясняет она.