Однако же при этом новый сериал Душана Глигорова и Батыра Моргачева (связка - режиссер-оператор известна еще по проекту "Хрустальный") - не безупречен. И на его примере особенно любопытно разглядывать проблемы современных российских сериалов.
"Аутсорс" впечатывается в память, прежде всего, темой. Расскажи другу на кухне, что сняли сериал о том, как в те времена, когда смертная казнь в стране была легальна, ушлый исполнитель придумал за деньги предлагать расправиться с преступниками близким их жертв - тот откроет рот. Реакций будет две. Первая - не хочу смотреть на этот мрак. Но чаще захват зрителя произойдет уже на этой стадии.
Не то, чтобы в стране не хватало сериалов про тюрьму. Так, навскидку - "Камера. Мотор", "Ресторан по понятиям", "Обитель", "Стая", "Клетка", "Динозавр"... Это некоторые из тех, что вышли, но готовятся как новинки на эту тему, так и вторые сезоны проектов, ставших популярными. Документальный цикл о российских тюрьмах, где вышли картины, посвященные таким местам лишения свободы, как "Кресты", "Бутырка", "Владимирский централ", покоряют фестивали, получая призы и привлекают зрителей стриминговых платформ.
"Аутсорс" показательно пополнит этот ряд. Но и будет выделяться - необычным подходом к теме. Две вещи будоражат ум - основана ли история на реальных событиях и как выйдет сериал в онлайн-кинотеатре Okko в этом сезоне, когда к самой теме смертной казни преступников вновь привлечено повышенное внимание.
Действие происходит в тюрьме на Камчатке. Виды природы, которые помогают воспрянуть свободе человеческого духа, перемежаются с квадратом тюремного двора, способного ограничить любые стремления и намерения. Тут отбывают наказание приговоренные пожизненно. И зритель видит этих нелюдей в тюремное окошко глазами новенького надзирателя в этой тюрьме - Костика. Его играет Иван Янковский, и актер привносит в эту роль следы уже сыгранных им персонажей: следователя Бокова из "Фишера", Вову-Адидаса из "Слова пацана" (иногда даже кажется, что Костик - перевоспитавшийся Адидас). Вспоминается даже "Плейлист волонтера", и невольно ловишь себя на том, что начинаешь скучать по тем временам, когда Иван Янковский играл такие роли, как Герман в "Пиковой даме" Павла Лунгина.
Надзиратель - исполнитель Костик приезжает из города Кимры. И с первой минуты знакомства с ним понятно, что и этот город он может покинуть так же быстро. У парня явно есть голова на плечах, он не считается с приказами начальства и поведением коллег и способен повести за собой.
Автор сценария "Аутсорса" - Анна Козлова. Она предлагает зрителю почти полностью развернутые истории персонажей и их семей, из-за чего напрашивается сравнение с фильмами Алексея Балабанова: у всех все беспросветно. "Коллеги" Костика - два простых парня Саша и Роман, которых играют Эльдар Калимулин и Даниил Стеклов. В роли начальника Битюгова Виталий Коваленко. Прокурора Андрея - Дмитрий Сумин. Врача Петра - Леонид Тележинский.
Мы видим всех, как на работе, так и дома, где у каждого свои проблемы. У героя Калимулина накануне свадьбы случается беда с невестой (Мила Ершова выступает в несвойственном ей трагическом амплуа) - девушку похитили, избили, надругались над ней. Ситуация напоминает "Слово пацана. Кровь на асфальте" - историю Маратика и Айгуль. Врач, который сублимирует жизненные неудачи, снимая проституток, становится носителем ВИЧ. На ум приходят и "Нулевой пациент", и "Звоните ди Каприо". Прокурор женат на безработной (Карина Александрова), которая не хочет быть нищебродкой и толкает его - честного человека - на то, чтобы зарабатывать неправедным путем. Герой Данилы Стеклова Роман нарушает заповедь: "не возжелай жены ближнего своего"... Сравнения найдете сами.
Совершенно непонятно, отдавал ли Костик "на аутсорс" казни преступников в Кимрах или его натолкнул на эту мысль отец расчлененной девушки, который был готов заплатить 500 долларов исполнителям, лишь бы убить маньяка самолично (тема "Ворошиловского стрелка"), но у молодого башковитого парня возникает план. Костик может подвести мораль подо что угодно - так запоминаются его слова, которыми он щедро делится с менее сообразительным коллегой. Они о том, что не обязательно расправляться с подонками и мерзавцами только по заданию государства. Осужден человек по статье или нет - неважно: главное, что он - преступник и должен быть наказан. Тут в сериале явный отсыл к "Преступлению и наказанию" Федора Достоевского, в новой сериальной версии которого Иван Янковский играет Раскольникова. Этот сериал выйдет на Кинопоиске, и уже заранее хочется предупредить онлайн-кинотеатры Okko и Кинопоиск, чтобы не выпускали проекты параллельно, а зрителя, чтобы не смотрел один за другим.
Понятие о казни у Костика - свое собственное, и он склоняет тех, кто трудится с ним в тюрьме, на свою сторону, предлагая новый заработок палача. Вас удивит сравнение, но это примерно как Том Сойер, который красил забор чужими руками. И тут главная мотивация смотреть сериал дальше состоит для зрителя в том, что он-то знает, что уже в 1996-м смертную казнь в стране отменят. Тогда как же будет зарабатывать Костик со своей "бригадой"? И что будет, если узнают, как именно у них появлялись деньги?.
К "Слову пацана" в сериале еще неизбежно будут отсылы. Тем более, что художник по костюмам у двух сериалов один и тот же - Даша Фомина. Кто видел подобранные ею шапки - не забудет. Они появляются и тут - у героя Данилы Стеклова - утюжок. Мохнатые ушанки со спущенными ушами у надзирателей в обычной жизни. Пушистые круглые у любовницы врача и у матери невесты героя Стеклова.
В этом-то, в принципе, и главный недостаток "Аутсорса": сериал все время хочется с чем-то сравнивать. Из тех сравнений, что не прописаны выше - сериал "Мертвое озеро" и фильм "Казнь" Ладо Кватании. "Аутсорс" стоит на несколько ступеней ниже "Казни", и даже любопытно, поднимется ли на ее уровень в следующих сериях.
Но вот на какой уровень он точно вряд ли поднимется - так это на тот, который задан одним из самых сильных фильмов об отдаленных местах лишения свободы. Речь о "Зеленой миле". Многое в "Аутсорсе" "прописано" схематично, проговорено "на бегу". И в этом, к сожалению, беда 90 процентов современных российских сериалов. Можно написать красиво "проявлено искусство монтажа", но лучше сказать правду. Не хватает драматургии, при том, что сценарист - одна из лучших в стране.
Поэтому задевает эпизод, который на первый взгляд может показаться странным. Жена Костика - Нина (Даша Котрелева) - филолог по образованию, зачем-то читает книгу нового времени под названием "Жеребец"- помните, в 90-е хлынули на рынок такие однодневки. Впечатлениями она делится с героем Данилы Стеклова, который вообще не понимает, о чем она рассказывает (фильм "Культурная комедия", за которым стоит генпродюсер Okko Гавр Гордеев, четко просматривается и тут). Молодая женщина удивляется - их учили, что у героев должен быть нравственный выбор, что им следует проходить какой-то путь, что читатель, в случае удачи автор, испытывает катарсис. Она поясняет, недалекому необразованному надзирателю, что "катарсис - это "психологический оргазм". И даже становится любопытно применить ее пояснения и к героям, и к сериалу целиком. Не только этого, но остановимся на нем. Путь герои точно какой-то пройдут, пусть и схематичный. Но вот испытает ли зритель катарсис?
Если подходить с высокой меркой к тому же сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте", в нем момент катарсиса есть - имеется в виду практически библейская сцена встречи убийцы (простите, снова Иван Янковский) с матерью его жертвы (Ольга Лапшина). За эту сцену прощаешь в "Слове пацана" то, к чему можно было бы придраться. Будет ли подобная в "Аутсорсе"? В нем, кстати, тоже должна в одной из ролей появиться Ольга Лапшина. Или же весь сериал, поначалу поражающий громкой и очень важной для сегодняшнего дня темой, все время будет напрашиваться на сравнение с чем-то другим и к духовному очищению не приведет?